№  132

Рапорт начальника Аму-Дарьинского отдела туркестанскому генерал-губернатору о положении туркмен Хивы, Ахал-Теке и Мерва и их отношениях к Хивинскому хану, каджарским властям и Афганистану

8 декабря 1876 г.

После донесения от 16 ноября за №  4610 я ничего не доносил Вашему высокопревосходительству о положении дел в крае, не доносил потому, что особенно резких перемен и изменений ни в чем не произошло. Отношения туркмен к хану и наоборот весьма натянуты; партия недовольных становится все больше и больше и группируется около известного, упоминавшегося в прежних моих донесениях Баляма-Аталыка. Балям поддерживает и увеличивает свою партию, распуская нелепые слухи, что в бытность здесь у меня он достоверно узнал, что Ваше высокопревосходительство наложили на иомудов не 60 тысяч тиллей, а 60 тысяч рублей, кроме того, что туркмены в течение 20 лет не должны платить хану никаких податей и повинностей. Так как россказни Баляма приятны народу, то большее число иомудов верит россказням Баляма. Чтобы разубедить туркмен, я нашел полезным написать письмо хану, в котором изложил неверность распускаемых Балямом слухов и приложил хану письмо мое предъявить туркменам 1.

Несмотря на подобные отношения к хивинскому правительству в отношении населения, иомуды держат себя весьма хорошо: не только не грабят и не обижают узбеков, но даже по границе своих земель с узбекскими поставили караулы, на обязанность которых возложено следить, чтобы воры иомудов отнюдь не ездили на грабежи к узбекам. Старшины туркмен [279] ведут себя двусмысленно: ездят в Хиву и, кланяясь хану, заявляют свою преданность и вместе стараются заискать милость народа. Туркмены других родов смотрят на иомудов; как на старший род, и поступают согласно с ними. В ханстве особенных беспорядков нет, но местами преимущественно к северу и в средней части оазиса, случаются нередко мелкие грабежи. В отношении оренбургских киргизов, сделавших беспорядки в Кунграде, я уже доносил Вашему высокопревосходительству и теперь в особом рапорте докладываю о том, что удалось беспорядки эти покончить.

В отношении туркмен хай хивинский недоумевает, какие предпринять ему меры; заставить подчиниться себе во всем не может, а между тем, они действительно не платят ему никаких повинностей, ни за настоящий, ни за прошлый год. Говорят, что он хочет высказать туркменам свою немилость и сделать распоряжение, чтобы для туркмен были закрыты все базары ханства и вместе, чтобы убекские торговцы не посещали туркменских базаров. К чему приведет эта мера, если она исполнится, трудно сказать; может быть вместе: с моим письмом, о котором я упоминал выше, и приведет туркмен к повиновению хану.

Окрестности Хивы изредка посещаются партиями текинцев. Дней около десяти тому назад партия ахал-теке около Исмамут-ата отбила и угнала у иомудов до 20 верблюдов и дней 15 назад человек 40 теке из Мерва напали на дроворубов верстах в 12 от Хивы к югу. Этой последней партии не посчастливилось; бывший недалеко хивинский разъезд выручил дроворубов и прогнал партию, ранив из них 2 человека и убив одного.

От генерала Ломакина сведений о положении дел в Ахал-Теке давно не имею, но приехавший оттуда: недавно один из мелких текинских старшин передает, что сношения туркмен с персидским правительством продолжаются и установились прочно; четыре из старшин туркменских ханов ездили в Тегеран и возвратились обласканными и одаренными шахом; через местного персидского губернатора им выдается постоянно жалованье, а также деньги на содержание 200 всадников; цель этих последних оберегать персидские границы от набегов бродячих шаек туркмен и курдов.

По примеру того, как Ахал-Теке подчинились Персии, по сведениям, туркмены Мерва заискивают расположение Афганистана; в последнее время, когда кабульский эмир занял Маймене и Андхой, он начал, будто бы, распускать слух о намерении продолжать свое движение к Мерву; этот слух подействовал, и старшины туркмен, чтобы предупредить [280] движение, отправились с поклоном. Грабежи свои теке Мерва в последнее время по преимуществу направили на ата-туркмен бухарского ведения, сидящих несколько выше Чарджуя.

Генерал-майор Иванов

ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1439, лл. 44-47. Копия заверенная, рукописная.


Комментарии

1. ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1439, л. 63.