№  126

Рапорт начальника Аму-Дарьинского отдела туркестанскому генерал-губернатору о тяжести положения туркмен в Хивинском ханстве, их недоверии к ханским властям и их тяге к покровительству русских властей

28 октября 1876 г.

В дополнение моих рапортов к Вашему высокопревосходительству от 19 и 20 октября за№ №   4064 и 4148 имею честь доложить, что в ответ на мои письма, посланные хану, согласно сделанных мне туркменами родов иомуд и емрели заявлений, хивинский хан 25 октября уведомил меня, что он признает все жалобы туркмен ложными, 1 что иомудские старшины, вызывавшиеся в Хиву, дали подписку в том, что они и их население не имеют никаких претензий на кушбеги, что жалоба емрелинцев также не основательна.

26 числа хан прислал ко мне Полвана Мирза-баши с 90 тыс. рублей контрибуции (рапорт №   4028) 2, а 27-го прискакал от него новый нарочный с письмом, копию с которого при этом прилагаю. Хан в большой тревоге; к Хиве приехало до 2-х тысяч иомудов с требованием расчета по разным переборам денег; из главных старшин которых народ считает подкупленными ханом, с приехавшими иомудами нет [268] никого, во главе их стоит Балям-Аталык, приехавший в последнее время ко мне (рапорт №  4064); вместе с письмом хан препроводил ко мне письмо к нему Баляма, а равно письмо иомудских старшин к човдурам, копии с переводов того и другого, как они безграмотно ни написаны, считаю не лишним Вашему высокопревосходительству представить.

Судя по всем данным, туркменам действительно тяжело досталось и достается от ханских людей, в разных платежах сильная путаница; брали без всякого контроля, квитанций не давали. Народ больше, чем на хана, жалуется на своих старшин; расписка, данная иомудскими старшинами хану, о которой я выше упоминал, действительно подозрительна и иомуды считают, что расписка эта добыта подкупом, этому можно верить.

Никакого другого совета хану, по его просьбе, кроме справедливого отношения к делу, я дать не мог; копию с моего ответного письма представляю.

Что будет дальше, своевременно донесу 3, может быть дело и устроится, но во всяком случае, в силу письма Вашего высокопревосходительства от 25 сентября №  673, полученного мной с последней почтой, постараюсь не допустить в ханстве развиться большим беспорядкам 4.

Не могу не обратить внимания Вашего высокопревосходительства на приложения к последнему письму хана; в них видна полная неприязнь к ханскому правительству и вместе доверчивость и уважение к русской власти. Балям, дерзко требуя от хана расчеты, вместе приглашает его ехать разбираться ко мне; иомуды подговаривая човдуров не платить хану нукерских денег, в то же время советуют «русские» деньги платить.

Генерал-майор Иванов

ЦГИА Груз ССР, ф. 545, д. 1252, лл. 144-146.


Комментарии

1. Эту переписку см. в ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1252, лл, 142-143 и др.

2. Данные о ходе сбора контрибуции см. в рапорте Иванова от 5 октября 1876 г. (ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 125, лл. 126-128).

3. В своем отношении начальнику Закаспийского военного отдела от 13 ноября 1876 г. начальник Аму-Дарьинского отдела отмечал, что «иомуды, свои претензии заявляя на хана, разъехались, во вверенном мне отделе все обстоит благополучно» (ЦГИА Груз. ССР, ф. 545. Д. 1252, л. 159))

4. О дальнейшем ходе этих выступлений иомудов см. рапорт начальника Аму-Дарьинского отдела туркестанскому генерал-губернатору от 16 ноября 1876 г. (ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1439, лл. 32-34).