№  123

Отношение начальника Аму-Дарьинского отдела хивинскому хану о разорении хивинским кушбеги рядовых туркмен ханства

19 октября 1876 г.

Вчерашний день явился ко мне иомудский старшина Балям-батыр 1 и заявил, что вслед за ним едут ко мне до тысячи человек иомудов с просьбой разобрать их жалобу на кушбеги [264] Вашего высокостепенства, который вконец разорил их, требуя различных уплат по таким платежам 2, которые не только давно иомудами окончены, но даже кушбеги перебрано 29 тыс. тиллей; что все жалобы, которые приносятся по этому поводу Вашему высокостепенству, остаются без последствий, что большинство старшин действуют за одно с кушбеги в ущерб народу и что народ не знает, что ему предпринять.

Мне неизвестно, чем окончился разбор жалобы по этому поводу, о котором в прошлом ещё месяце я писал Вашему высокостепенству, но из приезда ко мне Баляма с таким большим числом иомудских жителей вижу, что дело не окончено и народ не удовлетворен.

Я не могу входить в разбор жалоб туркмен на Ваших людей, а потому, приказав Балям-батыру не переправлять приехавших к ним иомудов на правый берег, посылаю его вместе с людьми к Вашему высокостепенству 3.

Считаю нужным обратить внимание Вашего высокостепенства на эту жалобу иомудов, которую они так настойчиво поддерживают, не могу судить насколько она справедлива, но оставлять её без разбора нельзя.

Генерал-майор Иванов

ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1252, л. 139.


Комментарии

1. Речь идет о Балям-Аталыке.

2. Интересно отметить, что в сборе денег с туркмен хивинским властям немалое содействие оказывало нахождение русских войск на территории ханства. Донося об этом начальнику Кавказского горского управления, начальник Закаспийского отдела в своем рапорте от 9 октября 1876 г. писал, что хан хивинский с туркмен «весьма успешно собрал подать н контрибуцию. Сами его сановники говорят..., что если бы не наш отряд, хану не удалось бы собрать того, что он собрал теперь» и далее: «Между тем, каким тяжелым гнетом легла эта поездка хан» на те города, кои он осчастливил своим посещением. Теперь оказалось, что с ним было не 500, а от 2 до 3 тысяч нукеров, продовольствие коих лежало на местном населении». (ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1254, лл. 57-61).

3. В своем письме хану Балям-Аталик писал, что он, хан Хивы, «склонившись на сторону пяти иомудских негодяев...» лишился тысячи кибиток иомудов и угрожал ему прибытием 12 тысяч всадников и, обращаясь к хану словами «отдай мои недоимки» или «дай содержание войскам», Балям требовал от имени своих соплеменников установления надлежащего порядка в вопросе об уплате контрибуции и податей. (ЦГИА, Груз. ССР, ф. 545, д. 1252, л. 141).