№  114

Аннотация писем текинских ханов Худайберды-хана, Каджар-хана и Софи-хана начальнику Закаспийского отдела об отношении ахал-текинцев к Хиве, каджарам и русским властям

18 августа 1876 г.

Письма Вашего превосходительства: одно к Нурберды-хану, а другое к текинскому народу мы передали. 1 По прочтении коих многие из текинцев объявили, что они принимают подданство Персии. Нурберды-хан же с удовольствием принял Ваше предложение и даже вместе с нами уговаривал народ не принимать подданства Персии. Труды как его, так и наши, [250] остались без последствий, и вскоре Нурберды-хан был избран старшим ханом. Текинцы и нам предлагали принять подданство Персии, но мы положительно отказались. Текинцами нанято 200 феррашей и назначены четыре хана, в том числе старшим Нурберды-хан. Феррашам, ханам и кедхудам выдано 1500 туманов от персидского правительства; упомянутая сумма будет выдаваться ежемесячно для этой цели 2. Когда мы уговаривали народ, то Абдул Хасан-хан сказал, что принимайте наше подданство, так как вы с русскими никакого дела иметь не будете но, несмотря на его предложение, мы остались навсегда верными ак-падишаху. 50 кетхудов и старшин поехали к шаху в Тегеран. Пленного Нияз Мамед-ага мы освободили и купили ему лошадь. Посылаем к Вам Карлы-батыра, который вполне заменяет нас; за нанятую лошадь Карлы-батыра заплачено 50 кранов: Карлы-батыр, если Вас понравится, то сумеет оправдать Ваше доверие в выполнении Ваших приказаний. Вышесказанное распоряжение персидского правительства, по моему мнению, не будет иметь никакого значения. 3.

ЦГВИА. ф. ВУА, д. 6889, лл. 259-260.


Комментарии

1. Копии с этик писем были представлены начальнику Кавказского горского управления при рапорте от 30 июня 1876 г. №   1544.

2. В своем письме Ломакину от 15 августа 1876 г. текинские ханы и старшины писали, что Муса Мутавайли не смог обеспечить спокойствие в Ахале и поэтому они «помирились с Абдул Хасан-ханом». Кроме того, если просили оказать содействие в урегулировании вопроса о возврате имущества, отнятого у них иомудами. Особого интереса в этом письме заслуживает то место, где речь идет о причинах тяготения туркмен к России, а именно — сведение о том, как «Атаджан-тюре дал им прежде в Хиве земли на 400 танабов и как хан хивинский выслал их в Ахал, и потом отнял у них эту землю». Теперь, — писали они, — когда дошло до нас сведение, что Хива передана под ведомство Вашего превосходительства, имеем честь покорнейше просить о возвращении нам означенной земли (ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6889, лл. 257-258). В публикуемых документах фактов, аналогичных этому, множество, и все они говорят о том, как среди туркмен Ахал-Текинского оазиса укоренилось понятие о мнимых гарантиях хана Хивы на право пользования землей

3. Дается лишь письмо Худайберды-хана; письма Караджа-хана и Софи-хана не публикуются ввиду идентичности их содержания. Интересно лишь, что и Караджа-хая свидетельствует, что обращение текинцев к каджарам «в последствии не будет иметь никакого значения, и в конце концов из этого выйдет обман». И далее: «Просили и нас принять подданство Персии, но мы отказались; потому что мы и Хива — Ваши. Как мы знаем, Хива поручена Вам, мы, кроме Вас, никого не знаем и не будем знать. Верно ли «говорим или нет, — об этом хорошо знают иомуды и хивинцы...».