№ 106

Рапорт начальника Аму-Дарьинского отдела командующем войсками Туркестанского военного округа о взаимоотношениях хивинского хана с туркменами и сведениях об английских происках в Юго-Восточной Туркмении

25 мая 1876 г.

В своих прежних донесениях я имел честь доводить до сведения Вашего высокопревосходительства, что сбор различных поступлений с туркмен в счет уплаты остатков контрибуции, в счет земельного салгыта, наложенного ханом за разграбленное, в разное время туркменами у киргизов и узбеков имущество и т. п., в последнее время идет очень туго. Туркмены заявляют, что они уже все уплатили: сановники хана, которым поручен сбор денег, от этого отказываются; вообще все счета весьма запутаны. Первая запутанность вышла в платежах човдуров еще в прошлом году; хан разобрал это дело, устранил от човдуров есаул-баши Махмуда и назначил для заведывания ими мехтера ханского: теперь и потому же поводу поднят вопрос иомудами.

22 мая я получил письмо от хана хивинского, в котором он пишет мне, что Атавакиль и двое других старшин, собрав до 500 всадников, подъехали к Хиве и, остановившись на ур. Сарджали в 4-х верстах от Хивы, просили дать им расчет с кушбеги, но для расчета ехать в город не соглашались, а просили выслать к ним для этой цели за город кого-либо из старших сановников. Приезд к Хиве такого количества вооруженных туркмен сильно напугал население: узбеки из Сарджали и других близких мест поторопились уйти в город; хан немедленно прислал мне об этом сообщить и просил совета, как ему поступить. Я ответил хану, что пока не знаю намерений приехавших к Хиве туркмен, я затрудняюсь дать ему ответ, но что во всяком случае думаю, что на приезд туркмен нельзя смотреть, как на вызов на вражду, а что, вероятно, они приехали к нему, как к своему хану, с просьбой окончить их расчеты с кушбеги.

Действительно, по дальнейшим известиям оказалось, что приехавшие туркмены никого не тронули, и когда старшины их на предложение посланного к ним от хана родственника последнего, Ибрагима-Хаджи, выехать в Хиву согласились это сделать, то большая часть приехавших туркмен разошлась по домам.

По поводу разбора счетов иомудов с кушбеги хан хивинский прислал мне сегодня новое письмо, копию с [241] которого, а равно и моего к нему ответа, при этом имею честь представить. Полагаю, что все недоразумения окончатся благополучно, если хан не будет пристрастен к кушбеги в ущерб иомудам.

Со стороны Ахала и Мерва сведении особенных нет, по слухам, везде покойно. Из Мерва в Хиву прислано на продажу несколько стад баранов. Приехавшие люди говорят, что в Мерве цена на хлеб начала падать, так как значительный привоз его из Хивы и из Персии увеличил запас.

В последние дни распространилось и сильно поддерживается известие будто бы Ширали-эмир афганский занял Керки и намерен двинуться к Чарджоу. Справедливость известия пока не подтверждена более точным образом, но досужий народ толкует, будто бы это движение Ширали сделано по соглашению с эмиром бухарским с целью совместного действия против русских. Началом всего народ указывает подстрекательство Англии.

Начальник отдела генерал-майор Иванов

ЦГИА Груз. ССР, ф . 545, д. 1252, лл. 42-47. Копия заверенная.