№  103

Рапорт начальника Аму-Дарьинского отдела командующему войсками Туркестанского военного округа о положении в Хивинском ханстве и ходе сбора контрибуции с туркмен

17 мая 1876 г.

Хан хивинский письмом от 13 мая сообщил мне, что уплата туркменами денег в счет остатков контрибуции, [236] наложенной на них Вашим высокопревосходительством, совершенно остановилась; туркмены также не платят хану и оставшийся за ним земельный салгыт. Точного объяснения этой остановки из письма хана не видно, но насколько можно судить човдуры желают отложить уплату до сбора урожая хлебов, иомуды же считают, что они уплату окончили полностью; из последнего рода двое старшин совсем не явились к кушбеги, когда он посылал за ними для проверки счетов; эти двое — старшины отделений урускущи и салах (Таджи-бек и Атавекиль), которые и прежде отличались духом неповиновения; Сеид Мухаммед Рахим, как он сообщает мне, послал названные старшинам приказание немедленно явиться к кушбеги.

Настоящее письмо хана мной оставлено без ответа, потому что до времени и выяснения обстоятельств трудно дать ответ. Совершенно верно, что расчеты по контрибуции весьма запутаны и туркмены не могут свести счет, но тем не менее, так или иначе нужно, мне кажется, стараться, чтобы вся контрибуция, наложенная Вашим высокопревосходительством, была туркменами уплачена хотя был медленно и постепенно. Простить остатки преждевременно и сделать это, по моему мнению, можно будет только тогда, когда мы вполне уверимся, что то спокойствие, которое существует в последнее время между туркменами, установилось прочно.

В настоящее время внутри ханства тихо и покойно, но снаряжение и отправление разбойничьих партий в Ахал-Теке продолжается; на днях к иомудам, по слухам, пригнали баранту около 300 голов скота, отнятого у текинцев. Неоконченность счетов иомудов с текинцами и потеря надежд получить удовлетворение посредством сношения через хивинского хана неминуемым последствием будет иметь возникновение взаимной баранты, а с тем вместе и нарушение возрождавшегося было спокойствия на торговом пути от ханства в Каспийское море.

Из Мерва снова пришли в Хиву верблюды за хлебом и пригнано для продажи несколько стад баранов; в Мерве цена на хлеб поднялась до очень высокой цифры, именно, как говорят, до 1. р. 40 к. за пуд; урожай и в настоящем году, как я доносил уже, в Мерве не предвидится, да и в Хивинском оазисе урожай нынешнего года должен быть значительно слабее по причине низкого уровня воды в реке и плохой очистки арыков. Бывшие пять дней сряду в начале мая дожди также пугают жителей, так как следствием дождей в подобное время является будто бы зарождение на растениях особого рода червя.

Начальник отдела, генерал-майор Иванов

ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1252, лл. 24-25.