№ 20

Донесение и. д. российского консула в Астрабаде российскому посланнику в Иране о подготовке туркмен к нападению на Красноводский отряд

5 августа 1871 г.

В последнее время между жителями Астрабада, имеющими торговые сношения с туркменами, распространился слух о предполагаемом нападении последних с наступлением осени на наш отряд в Красноводске 1.

Определеннее сообщил мне об этих слухах астрабадский губернатор Сааб-ихтиар Сулейман-хан, который, как говорил, получил секретно сведения о предполагаемом нападении от туркменских старшин, приезжавших из степи в Астрабад.

В общем, все имеющиеся в Астрабаде сведения сводятся к тому, что хивинский хан предложил свою помощь ездившим в Хиву иомудам с ходатайством о возвращении угнанных верблюдов, как я имел честь доводить о том до сведения Вашего превосходительства донесением от 12 июля за №  189 2.

Помощь хивинского хана, по рассказам туркменских старшин, а с их слов и Сулейман-хана, должна состояться из всадников в числе от двух до трех тысяч при нескольких отрядах, которые с наступлением холодов отправятся в Ахал, местность, лежащая близ Балханских гор, на соединение с Нурберды-ханом теке, и затем, общими силами, вместе с иомудами, кочующими у Балханских гор, сделают нападение на наш отряд.

Будучи не вполне уверен в участии, которое примут в предполагаемом нападении иомуды, хивинский хан будто бы приказал уплатить стоимость лишь только части отогнанных верблюдов, надеясь, удержав остальных, обеспечить тел; за собою союз иомудов.

Без предварительной проверки означенных сведений я не решался доводить о них до сведения Вашего превосходительства, так как можно было бы допустить, что Сулейман-хан может быть даже намеренно распространяет преувеличенные слухи о предполагаемом нападении в надежде, что подобное сообщение может вызвать со стороны нашего [57] отряда какое-либо предупредительное движение во вред иомудам, к удалению которых из ближайших к Астрабадской провинции местностей направлены все усилия Сааб-ихтиара, не останавливающегося для достижения этой цели ни пред какими средствами 3.

А потому я счел долгом предварительно собрать возможно точные сведения о степени справедливости сказанных слухов.

Астрабадские купцы, торгующие с Хивою и поддерживающие с ней сношения через своих корреспондентов непосредственно из Хивы, не имеют сведений о предполагаемом нападении, но не отрицают его возможности, на основании известий, имеющихся у них также от туркмен; сомневаясь лишь в прочности союза хивинцев с иомудами, готовыми в решительную минуту отложиться от участия, как уже было при первом нападении на наш отряд скопищ туркмен-теке 4.

Между тем вышеупомянутые слухи подтвердились, если не во всех подробностях, то по крайней мере в общих чертах, сведениями, полученными от прибрежных туркмен г. начальником Астрабадской морской станции, которому я при личном свидании сообщил обо всем вышеизложенном.

Туркмены действительно делают приготовления к нападению и снаряжают будто бы караван в Хиву, для прикрытия которого отправится значительное скопище конных, которые в соединении с теке, оставив караван, должны произвести нападение на наш отряд 5, но доля участия, приписываемого хивинскому хану, уже не так значительна, так же как и размеры обещанной их помощи.

Таким образом, изо всех вышеизложенных сведений можно заключить, что действительно намерение напасть осенью на наш отряд существует у туркмен, рассчитывающих на помощь теке и возможное содействие хивинского хана, намерение, которое с наступлением холодов легко может быть приведено в исполнение, если не будет расстроено какими-либо непредвиденными случайностями.

Обо всем вышеизложенном я счел долгом почтительнейше довести до сведения Вашего превосходительства. 6

ЦГИА Груз. ССР, ф. 5, д. 1824. лл. 190-193. Копия.


Комментарии

1. О подготовке к нападению на Красноводский отряд доносил в рапорте от 5 августа 1871 г. и начальник Астрабадской морской станций (ЦГИА, Груз. ССР, ф. 5 д. 1824, лл. 187-189).

2. ЦГИА Груз, ССР, ф. 5, д. 1824, лл. 200-202.

3. Об этом см. донесение и. д. консула в Астрабаде российскому посланнику в Иране от 12 июля 1871 г. (ЦГИА Груз. ССР, ф. 5, д. 1824, лл. 200-202))

4. Документ 17.

5. Об этом см. рапорт начальника Астрабадской станции российскому посланнику-в Иране от 5 августа 1871 г. (ЦГИА Груз. ССР, ф. 5, д. 1824, лл. 187-189).

6. Документ без подписи.