№  19

Рапорт начальника Астрабадской морской станции российскому посланнику в Иране об антирусских провокациях хивинских властей и ограблении туркмен

14 апреля 1871 г.

Из чарвы (степных туркмен), которая всегда перекочевывает на зимнее время от Балханских гор к Атреку, в [55] прошлом году оставался на месте небольшой аул, кибиток около 200, племени каранджик. В феврале хивинский хан. прислал несколько сотен своей конницы ограбить этот аул в наказание, что каранджики служили и давали верблюдов нашему Красноводскому отряду. Посланные хивинцы объявили ограбленным, что они на первый раз отбирают у них только скот и верблюдов, но если они останутся все-таки на этом месте и будут служить русским, то придут опять и ограбят все имущество. Когда известие об этом распространилось по степи, то вся чарва, которая готовилась уже кочевать, двинулась уже не к Балханским горам, а к востоку или к пределам текинцев, или к Хиве, туда же откочевал и ограбленный аул каранджиков. Не доходя до места кочевок, старшины джафарбайцев отправились к хивинскому хану просить возвратить ограбленный скот и верблюдов, так как все они ушли от русских. Хан однако ж не возвратил ничего, а объявил, что считает их виновными в том, что они допустили русских выйти на берег и потом помогли пройти в степь. Вследствие этого произошел разрыв между иомудами и хивинцами; вся чарва обратилась назад и в настоящее время расположилась в двухдневном переходе от Атрека, а старшины отправились в Красноводск просить наставления начальника отряда, что им делать.

Излагая совершившиеся факты, я считаю необходимым присовокупить, что все иомуды в настоящее время в затруднительном положении. Поссорившись с хивинцами, они ежеминутно должны ожидать их нападения, а также и гёкленов с которыми враги; с текинцами же, хотя ссоры еще нет, но опасаются, что хивинский хан успеет и их вооружить против иомудов, они, как заметно, охотно отдались бы под покровительство наше, если бы убедились, что это даст им защиту от хивинцев.

Я еще не имея сведения как поступил полковник Столетов, но полагаю, что он воспользуется затруднительным положением степных иомудов, чтобы подчинить их нашему влиянию. Это тем более необходимо, что вследствие разрыва хивинские купцы не решатся идти с караванами, боясь быть ограбленными иомудами, что уже и случилось с небольшим хивинским караваном, шедшим в аул Гасан-Гули.

Капитан 2-го ранга К. Петриченко

ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, д. 3426 лл. 70-71 об. Заверенная автором копия.