№  11

Рапорт туркестанского генерал-губернатора военному министру об антирусских действиях хивинского хана. 1

18 января 1870 г.

Милостивый государь Дмитрий Алексеевич! 2.

Имею честь представить при сем Вашему высокопревосходительству копию с письма моего к хивинскому хану от [?] сего января 3 , написанного по поводу высадки в Красноводском [44] заливе. Официального уведомления я по сие время еще не получил из Красноводска и полагаю, что посланные полковником Столетовым с донесением в Казалинск были перехвачены хивинцами на дороге. Узнав об осуществлении высадки из «Русского инвалида», я счел нужным, не откладывая далее сообщить об этом хивинскому хану; он поймет тогда, и эта весьма важно, что Красноводская экспедиция находится в зависимости от меня и в тесной связи с действиями, из Ташкента происходящими.

С другой стороны, я этим письмом даю ему возможность поправить дело, хотя и предвещаю ему гибельный разрыв с Россией, если он не удовлетворит законным моим требованиям относительно наказания разбойников, удовлетворения ограбленных караванов, немедленного возвращения трех русских приказчиков, увезенных минувшим летом из Оренбургской степи в Хиву и, наконец, признания за нашими купцами права свободной торговли в хивинских владениях 4. Получив от него ответ в смысле примирительном, я могу протянуть еще на некоторое время настоящее мирное положение дела и выждать исполнение его обещаний. Мы нуждаемся в мире для устройства края, в этом нет сомнения. Но рано или поздно нам, по-видимому, все-таки придется идти на Хиву; не испытав силу нашего оружия, хан вряд ли согласится на полную свободу торговли для наших купцов, и безопасность наших караванов ничем не будет гарантирована, а эти два условия должны быть непременно достигнуты 5.

По последним известиям, хан задержал наших киргизов, посланных из Казалинска с моим письмом от 20 сентября. Он отправил посольство к бухарскому эмиру, как говорят, с тем, чтобы уговорить его идти на нас войною в одно время с хивинцами. [45]

Не думаю, чтобы эмир мог возмечтать о возобновлении против нас военных действий; но должен сознаться, что он в последнее время опять ведет себя не благоразумно.

Недавние успехи его войск в Гиссаре и Каратегине, быть может, вскружили ему голову; купцы наши, возвращающиеся из Бухары, жалуются на притеснения со стороны местных властей и на незаконный и неправильный сбор зекята.

С истинным почтением и преданностью. 6

ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 45. лл 68-69. Черновик, рукопись.


Комментарии

1. Аналогичное письмо с рассмотрением вопроса о взаимоотношении с Хивой было направлено директору Азиатского департамента тайному советнику П. Н. Стремоухову, документ не публикуется ввиду того, что в основном касается вопроса русско-хивинских отношений (ЦГИА Уз. ССР, ф. I оп. 34, д. 45, лл. 70-71).

2. Д. А. Милютин. Документ без подписи.

3. Дата не указана, проект этого письма, датированного 11 январем 1870 г. см. ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 13, лл. 45-46; документ не публикуется.)

4. Интересно отметить ультимативный характер этого письма, изложив свои требования, Кауфман писал: «Вот мои требования, они законны и должны быть во всей точности исполнены». И далее, касаясь, что хан не ответил на три его письма и задержал его посланцев, Кауфман в конце письма отмечал: «если я не получу удовлетворительного ответа, то возьму его» (там же))

5. В письме туркестанскому генерал-губернатору от 13 марта 1870 г. военный министр отмечал, что все эти взгляды Кауфмана «совершенно сходны с видами государя императора относительно образа действий и управления во вверенном Вам крае». Указывая на необходимость «избегнуть возобновления военных действий, которые даже при совершении успеха обещают гораздо менее для нас в Средней Азии положения», он одновременно добавлял, что если все попытки урегулировать отношения с Хивинским ханством не дадут желаемого результата, то в этом случае «угрожать Хиве и со стороны Сыр-Дарьи, и со стороны Красноводска, используя для этого подкрепления из Дагестана, где для этой цели положено иметь всегда в готовности несколько батальонов и орудий» (ЦГИА, Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 13, лл. 84-85).

6. Документ без подписи.