Комментарии

1. Souvenir d’un voyage dans la Tartarie et le Thibet, pendant les annees 1844, 1845 et 1846 par M. Huc. Paris, 1860, p. 384.

2. Kashmir and Kashghar. Bellew, 1875.

3. Г. Гук (Souvenir d’un voyage dans la Tartarie et le Thibet, par m. Huc) предполагает, что геты, перейдя Тиань-шань (называемый им Муссур), поселились на берегах Или. Эта часть гетов называется торготами или таргаутами; таргауты, как известно, составляют калмыцкий род, еще и теперь кочующий частью в долине Или, а преимущественно в долинах Кунгеса и Юлдузов. Точно также г. Гук полагает, что часть гетов, двинувшихся в долину Инда, встретила там племя парфян, долго сражалась с ним и, наконец, окончательно утвердилась в Бактрионе. Эта часть гетов, по мнению вышеупомянутого автора, называется греками индо-скифами.

4. Г. Белью(Kashmir and Kashghar. Bellew, 1875) делает весьма остроумные заключения для подтверждения своего предположения о движении саков и следом за ними гетов (готов) и юттов (вытесненных гунами или уйгурами из Восточного Туркестана), частию на восток в Европу, частию на юг в Кабул, Кашмир и Индию. Он говорит, что в первом следы этих народностей сохранились во многих названиях: Саксония, Ютландия, Готландия; на юге же они повторили имена оставленных ими поселений в Кашгарии, каковы: Кази или Бенарес (Казигар, Кашгар), Гари или Герат (Гари-Кенд, Яркенд), Куча или Кучар (Качар) Курля (Кёля), Китан ныне в развалинах (Хатан). Далее Белыо свидетельствует, что при Тимуре страна, известная теперь под именем Кашгарии, называлась Яттою. Наконец, Белью предполагает, что племя яттов или ят, населяющее в настоящее время Пенджаб, суть выходцы из Кашгарии, в эпоху, когда она еще носила название Ятта.

5. Г. Гук говорит, что гунны, начав с 376 года опустошительные набеги на Римскую империю, покоряют себе кочевой народ, населявший страну Ален (le pays des Alains, Клапрота: Alano-Gothe), который ищет убежища частию в горах Кавказа, частию же поселяется на Дунае. В дальнейшем же движении на восток гунны или уйгуры гнали перед собою севов, готов, гепидов и вандалов (les Sueves, les Gothes, les Gepides, les Vandales), вместе с которыми и наводняют в начале V столетия Германию.

6. По Белью, уйгуры основали самостоятельное государство в Восточном Туркестане за два столетия до Р. X.

7. Любопытна заметка Валиханова («Извес. Рус. Геогр. Общ. 1861 г., ч. I, стр. 194) о народах, населявших Среднюю Азию в начале нынешней эры. Он говорит: «В числе народов, живших в Средней Азии во времена династии ханов, китайские летописи упоминают о шести племенах, отличавшихся голубыми глазами и рыжим цветом волос, которые Клапрот (Tableaux historiques de l’Asie, p. 82) и Абель Ремюза (Recherches sur les langues tartares, t. I, p. 306) считали народами индо-германского происхождения (по Клапроту: Nation Alano-Gothes; по Абель-Ремюза: Nation Gothique et Hindo scythiques). К числу этих народов принадлежали, между прочим, хакасы, впоследствии киликицы, т. е. киргизы и усунь, особенно поражавшие китайцев своим чуждым типом».

В настоящее время, по Валиханову, в Джунгарии обитают два народа: буруты или настоящие киргизы (то, что мы называем кара-киргизы), и киргиз-кайсаки Большой орды, носящие собирательное имя уйсунь. Этих киргиз-кайсаков или уйсуней Валиханов называет просто «казаками» и отличает их от бурутов, называемых им киргизами.

Кочевые обитатели тянь-шанских гор, кочующие на Иссыкуле, на Аксае, на Кок-Шале и других местностях, по свидетельству г. Сунаргулова, хорошо знакомого с туземными наречиями и посетившего выше названные местности в 1877 году, называют себя не кара-киргизами, а просто киргизами. Обитателей Большой, Средней и Малой орд они называют, согласно с Валихановым, «казаками» и считают их по происхождению более чистой крови, чем они сами. Далее, Валиханов говорит, что между уйсунами есть поколение называемое рыжими уйсунями (сары-уйсунь), которое себя считает остатками большого и сильного народа.

У Гука, в его сочинении (Souvenir d’un voyage dans la Tartarie et Thibet, chap. IV) встречается род монголов, носящий название калкас (Khalkhas), что невольно наводит на мысль, не родственны ли они хакасам Джунгарии, от которых Валиханов производит киргизов? Интересно, что г. Валиханов занимавшийся собиранием киргизским сказок, мифов, эпических песен и легенд, был поражен тождественностью их мотивов с мотивами произведений этого рода народов европейских, особенно славянских. Что касается сюжетов сказок, то г. Валиханов в собрании сказок г. Афанасьева нашел только шесть сказок, неизвестных ему по киргизской редакции.

8. Валиханов 1861 г., т. III, стр. 33, «Записки Имп. Рус. Геогр. Общ.»

9. По Белью. После похода арабского генерала Кутаиба, арабы заняли западную Кашгарию и открыли преследование как христианской религии, так и учения магов. Один из первых обращенных был последователь Зороастра, житель Балха, по имени Саман. Впоследствии его сыновья сделались губернаторами главнейших арабских провинций: Герата, Самарканда, Ферганы и Ташкента, под общей властью калифа. Внук его Назар, губернатор Ферганы, воспользовавшись слабостью калифа, соединил под своею властью Бухару, Туркестан и положил начало династии саманидов. Его брат и наследник Измаил возвел власть саманидов до высшей степени могущества. После смерти его, государство заключало в себе огромное пространство от Испагани до Турфана и от Персидского залива на юге до пустынь Гоби на севере. Господство саманидов продолжалось 150 лет.

10. По свидетельству Валиханова, не смотря на господствующее положение в Восточном Туркестане магометанской религии, буддизм был вытеснен из этой страны только в XVI столетии («Изв. Имп. Рус. Геогр. Общ.» 1861 г., т. III. стр. 34).

11. В записках Мирзы-Шемси-Бухари, изданных Григорьевым в 1861 г., стр. 33, говорится, что Махдум-Азем (Махтум-Азям), посетив большую часть страны Кашгарской, Яркендской, Аксуйской и Хотанской, нашел и там население, состоящее из двух узбекских колен ак-таклынцев и кара-таклынцев. Ошибка почтенного мирзы очевидна. Ак-таулинцы и кара-таулинцы или белогорцы и черногорцы суть названия религиозных партий, существующих поныне, а не народностей. В ту же ошибку впадает и г. Уатень, который, по сведениям, собранным им от меккских паломников, говорит, что туземное население Восточного Туркестана состоит из узбеков двух отраслей кара-таг и ак-таг (Wahhens memoir on Chinese Tartary and Khoten. Journal of the Asiatic society of Bengal 1835, vol. IV , p. 661).

12. Землеведение Риттера «Восточный или Китайский Туркестан», изд. 1869 г., стр. 166.

13. В настоящую минуту, когда пишутся эти строки (21-го января 1877 г., в городе Курля, в сорока верстах от укрепления Карашара), в нескольких стах верстах стоят лицом к лицу между Тогсуном и Урумчами армии китайская и кашгарская. Первая из них уже имела несколько успехов. Города Манас и Урумчи взяты, жители их, в числе нескольких десятков тысяч, истреблены. Весною та же участь ждет, вероятно, новые города, как например Куня-Турфан, Курля, Куча, так как слабые силы Бадаулета вряд ли могут устоять против десятков тысяч солдат, выставленных Небесною империею. Если русское вмешательство не положит конца этому кровопролитию, то мы, вероятно, увидим снова истребление в Кашгарии десятка тысяч жертв, как уже видели двенадцать лет тому назад истребление нескольких сот тысяч народа в Чугучаке и Кульдже.

14. Белью. Во время его царствования, Мирза-Магомед-Гудар написал историю монгольских ханов Кашгарии, называемую «Тарихи-Рашиди».

15. Г. Григорьев (примечание к Риттеру «Восточный или Китайский Туркестан», стр. 428) называет Рубруквиста — Руисброком.

16. Риттер «Восточный Туркестан», стр. 161.

17. Риттер «Восточный Туркестан», стр. 164.

18. Белью.

19. Валиханов, «Извес. Имп. Рус. Геогр. Общ.» 1861 г., т. III, стр. 34.

20. Записки Мирзы-Шемси-Бухари, изд. Григорьевым 1861 г., стр. 34. Валиханов, «Извес. Имп. Рус. Геогр. Общ.» 1861 г., кн. III, стр. 34.

21. Голубев. Заилийский край. «Изв. Имп. Рус. Геогр. Общ.» 1861 г., т. III, стр. 106.

22. Кочевья калмыков делились на улусы. Места их летовок и зимовок назывались стойбищами.

23. Позднее, с присоединением Якуб-беком к этим шести городам еще города Карашара, Кашгарию стали называть Джитышаром, что значить Семиградие.

24. Для образчика, злодеяний, которые совершены были членами дома Галдана для достижения главенства, приведем следующую выписку из статьи г. Абрамова (Г. Семипалатинск, «Зап. Русс. Имп. Геогр. Общ.» 1861 г., стр. 160), составленной им по переводу китайской книги Сю-юйвынь дзян-лу (записка о землях, лежащих близ западной границы Китая). К сентябре 1745 г. хан Галдан-Церын (Чирин) (?) скончался. По завещанию его, вступил на ханство второй сын его, Цаван-Дорцзи-Ачжа-Намгял, и вскоре убил младшего своего брата Цаван-Джаиля. Старший сын Лама-Дарджа, опасаясь подобной участи, убил брата (хана) и принял правление. Сестра его, Улан-Баяр, и муж ее, взбунтовались против Лама-Дарджа, но были убиты. Заметим, что все эти убийства были совершены в течение нескольких лет. В 1754 году, два родственника хана, Таваци и Амурсана, восстают против него. Амурсана с 1,500 воинами пробирается ночью в Или и убивает хана Лама-Дарджу, в его палатке. Тогда народ Джунгарии выбирает себе ханом Таваци (как более близкого родственника бывшим ханам), а не Амурсана, как он этого ожидал. Тогда оскорбленный Амурсана, как увидим ниже, признает подданство китайцев и предает им свою родину.

25. В настоящее время Музартский проход закрыт, по приказанию Бадаулета, и торговое движение из Аксу в Кульджу совершается по второму пути.

26. Валиханов. 1861 г. т. III стр. 41. Тут мы первый раз встречаемся с долонами или дуланами, населяющими теперь местность около укрепления Марал-баши.

27. У Валиханова есть указание, что войска эти двигались на Учь-Турфан из Кашгара через Аксай и Кашкал к Учь-Турфану. Это известие мало вероятно. Надо думать, что путь, выбранный ими, была горная дорога из Кашгара через с. Артуш и Кальпин к Учь-Турфану. Несколько ранее и сам г. Валиханов, повидимому, упоминает об этом пути, говоря, что ополчение Хотана и Яркенда двинулись на Янги-Гиссар, а по соединении с ополчением и этого города вышли через Артуш на Ушскую дорогу.

28. У Валиханова сказано, что белогорский ходжа был принят в Кашгаре без сопротивления при радостных криках народа, который на городских воротах бил в бубны и играл на трубах.

29. Туземный писатель, живший во время Джагана, отзывается о нем, как о человеке, поощрявшем науки, и сравнивает его правление с веком Мирзы-Гусейна.

30. Г. Голубев рассказывает («Очерки Заилийского края» 1861 г. кн. III), что многие торгауты калмыки спрашивали его: скоро ли вернется наш батырь (богатырь) Амурсана, который уже давно отправился к Белому Царю просить помощи против китайцев. Таким образом Амурсана, предавший свою родину и послуживший косвенною причиною истребления сотен тысяч своих родичей, остался в памяти народа как герой, который придет освободить его. Факт, доказывающий, что наивная вера первобытного народа в его благодетелей бывает иногда детски слепа.

31. Абрамов, г. Семипалатинск. «Зап. Имп. Русс. Геогр. Общ.» 1861 г., т. I, стр. 112.

32. Голубев. «Заилийский край», «Зап. Имп. Русс. Геогр. Общ.» 1861 г., т. III, стр. 107.

33. В «Туркестанском Сборнике» т. V, за 1867 г., помещена весьма интересная статья г. Гейнса: «О восстании дунганей в Западном Китае». Автор принимает, что Восточный Туркестан был первоначально населен народом тюркского происхождения, уйгурами или ойхарами, которые и есть ничто иное как дунгане; числительность дунган автор определяет до 30.000,000. Их столица находилась в Карашаре, называвшемся прежде Гао-тан. Китайцы начали войну против уйгуров в VII веке при династии Тан. В VIII веке китайцы победили и разрушили Гао-тан. Затем, в продолжение VIII и IX веков до 1.000,000 семейств уйгуров было переселено в Китай в провинции Гань-су и Шань-си. Первоначально ревностные буддисты, уйгуры уже в IV веке принимают мало по малу мусульманство, которое к ним проникает из Восточного Туркестана.

Предположение г. Гейнса, что дунгане и уйгуры одно и то же племя, невидимому, не имеет оснований. Оставляя решение этого вопроса позднейшим исследователям, я, приняв за факт переселение китайцами части уйгуров в свои западные провинции, позволяю себе сделать предположение, что название дунгане относилось только к переселенным уйгурам, которые сильно смешались с китайцами. К уйгурам же, оставшимся в Восточном Туркестане, название дунган ни в каком случае не может быть применено. В настоящее время, во всех городах Кашгарии преобладает один общий весьма схожий между собою тип: смесь монгольской расы с тюркскою и, быть может, индо-германскою, с преобладанием тюркской расы. Жителя Кашгара нельзя отличить от жителя Хотана и этого последнего от жителя Аксу. Только с этого города монгольская раса выступает заметнее. Резкую разницу с коренными жителями составляют дунгане, явившиеся в Кашгарию вместе с китайцами с средине прошлого столетия. В Дунганине китайская примесь выступает на столько ярко, что ее можно безошибочно отличить среди десятков туземцев.

34. В XVII столетии, часть калмыков, рода Тургут, вместе со своим ханом Хо-Урлуком откочевала в Россию, в степи между Уралом и Волгою (Голубев. «Заилийский край»). Они приняли русское подданство и принимали участие, вместе с русскими войсками, в войне против крымских татар. Эти калмыки не прерывали связи со своими родичами в Джунгарии и, припоминая привольные богатые пастбища их прежней родины, вероятно, не раз помышляли о возвращении в Джунгарию. Наконец, один князек, успев избежать истребления калмыков китайцами, уговорил их бежать из России. Действительно, в 1771 году большая часть волжских калмыков, под начальством хана Убаши, двинулась в путь. Русское правительство послало погоню за ними, но она действовала слабо и не успела воротить их. Этих калмыков ждал другой неприятель — киргизы, которые, преследуя их шаг за шагом, наконец, у озера Балхаша разбили на голову. Только одна треть калмыков достигла Джунгарии. Остальные 2/3 погибли на дороге. Свобода, за которою они гнались, тоже не далась им: войдя в пределы своей прежней родины, они должны были признать подданство Китая.

35. По Валиханову, китайцы для обработки земли записали в казенные землепашцы (таран) 7,000 мусульман.

36. Риттер («Восточный Туркестан», стр. 25) говорит, что яркендский ходжа (Бурханеддин) прислал на помощь к г. Куче 10,000 отборного войска, которое прошло из Яркенда кратчайшим путем чрез Аксуйскую степь. В примечаниях г. Григорьева, стр. 516, значится, что из Кучи в Аксу ведут две дороги: одна кратчайшая, чрез селение Эргюль-Аман, где только и есть брод, пересекающий дорогу; и другая, большая дорога, чрез песчаную степь Кызыл (у Клапрота: Khechel-gobi); но этой последней нельзя миновать прохода чрез «Северную гору».

Относительно первого пути нам не удалось собрать вполне определенных сведений. Нам показывали, что прямо на Яркенд из Кучи не ездят, а следуют дорогою чрез Аксу на Марал-баши, откуда уже есть прямые пути как в Яркенд, так и в Хотан. Тождественность же второго из указанных выше путей с пройденным нами не подлежит сомнению.

37. Вероятно, через укрепление Марал-баши.

38. Риттер. «Восточный Туркестан», стр. 263-269 и 521-525.

39. В сочинении Риттера «Восточный Туркестан» и примечаниях к нему г. Григорьева мы нашли следующие цифровые данные, могущие служить к приблизительному определению количества населения в Кашгарии и размера платимых податей.

1) По китайской географии. Си-юй-вый-дзян-лу, 1778 г., перевод Тимковского: в Кашгарском округе: населения 16,000 податных душ; в Яркендском округе: населения 32,000 податных душ, или 80,000 семейств или 400,000 «рыл»; податей в Кашгарском округе: 36,000 лан серебр. (унций), 14,000 мешков хлеба и 10,000 концов маты. Податей в Ярксгидском округе: 35,370 унций серебра, 30 унций золота, 1,649 унций пошлинного сер. с товаров, 57,569 концов маты, 15,000 джин. хлеба, 1,432 мешка, 1,297 концов веревок, 3,000 джинов меди (По этому сочинению Тимковского, денежные сборы в округах Кашгарском и Яркендском идут на содержание войск).

2) По Тимковскому, гарнизон в Кашгаре состоял из 10,000 человек и в Аксу — из 3,000 человек.

По сочинению Мир-узет-улаха, посетившего страну в 1812 году, население Яркенда состояло из 40,000 податных душ. Подать, платимая г. Кашгаром, состояла из 6,000 тенег (600 р.) в месяц. По этому же труду, гарнизон в Кашгаре состоял из 5,000-6,000 человек и в Яркенде до 2,000 человек.

3) По известиям, собранным (в 1835 г.) от мекских паломников (к этого рода известиям надо относиться с большого осторожностью), в г. Кашгаре считалось 16,000 душ; в г. Яркенде 30,000 семейств, до 200,000 душ; в г. Хотане 700,000 платных душ: до 2 1/2 милионов населения. Гарнизоны: в Кашгаре, в виду неприязненных отношений с Коканом, гарнизон был усилен до 8,000 человек; в Яркенде 2,000 человек. По базарным дням, в городах стекается 20,000 народа. Хотанский округ даст более дохода, чем округ Яркендский.

4) По древним китайским известиям (эпоха около Р. X.), населения в г. Кашгаре за 50 лет до Рождества Христова (г. Кашгар носил в то время название Су-лэ) было 1,510 семей, 18,647 рыл (по другим известиям до 100,000 рыл).

В г. Хотане до Рождества Христова 3,300 семейств, 19,300 рыл (но другим известиям 3,200 семей, 83,000 рыл). Гарнизон в г. Хотане до Тождества Христова был 2,400 челов. (по другим известиям 30,000 воинов). Гарнизон в Кашгаре — 2,000 воинов.

5) По другим известиям, население в Аксу было 6,000 домов, 20,000 семей; в Учь-Турфане — 10,000 семейств; в Куня-Турфане — 3,000 семейств, 20.000 рыл; в Бугуре — прежде 2,000 семейств, потом, в 1778 г., всего 500 семейств; в г. Кучи — 1,000 семейств; в Ша-яр — 700 семейств; в г. Бай — 500 семейств. По этим известиям, жители города Кучи платили податей: 200 мешков хлеба, 1,080 джин. меди, 200 джин. селитры и 300 джин. серы.

40. Причины уменьшения подати джунгарам надо искать еще в ослаблении власти джунгаров над Кашгариею.

41. При цифре населения в 375,000 душ 12,500 ссыльных составят около 15% всего взрослого мужского населения.

42. В Коканском ханстве они носили название мир-шаб-ов.

43. Это и есть раис Бухары.

44. Иначе зякетчи.

45. Нам в бытность в Кашгаре наивно объясняли, что главная обязанность кереяярах-бека заключалась в бесплатном отбирании из привезенных товаров всего, что могло понравиться амбаню.

46. В Ташкенте им соответствуют мирабы.

47. В Коканском ханстве амбар-беки.

48. Мы принимали стоимость конца маты (6-8 арш.) в 30 коп., стоимость 1 пуда хлеба в 10 коп., 1 джина (1/2 ф.) хлопка в 10 коп., 1 джина меди в 30 коп.

49. Риттер, стр. 101.

50. Риттер, стр. 61 и 116.

51. Риттер, стр. 173.

52. В настоящее время Якуб-бек чеканит серебряные теньги. Они ходят по 50-ти медных пул или по 25-ти долчанов. Две кашгарские теньги составляют 1 кокан, ходячую монету в Бухаре, Хиве и Средне-Азиятских русских владениях. 1 кашгарская теньга равняется 20-ти коканским чахам и 30-ти ташкентским чахам. Ямбы в 4 3/4 ф. сер. ходят теперь от 1,000 до 1,100 тенег.

53. В настоящее время для меры сыпучих тел в Кашгарии принят чарик. Один чарик пшена, равный 24-м фунт.; один чарик кукурузы, равный 26-ти фунт.; один чарик ячменя, равный 25-ти фунт. Тела не сыпучие мерятся на джины. Мерою линейною принят таш, равный 12,000 шагам. Смотря по росту и уменью мерившего, таши бывают от семи до девяти верст. Нормальная длина таша есть восемь верст.