ВЫДЕЛКА ШАЛЕЙ В КАШМИРЕ. — Три английских офицера, ездившие в прошедшем году в Кашмир, упоминают в описании своего путешествия о некоторых подробностях по выделке шалей, занимательных для торговли этою важною статьею. Здесь помечается отрывок из их описания.

«Как, бывши в Кашмире, не посмотреть выделку шалей? Мы употребили на это большую часть короткого нашего досуга и к сожалению услышали, что эта прекрасная отрасль местной промышленности в упадке; ибо вместе с улучшением французских и английских шалей, спрос на кашмирские шали беспрерывно уменьшается. Секрет, как известно, заключается не в способе выделки, а в отличной доброте и мягкости козьей шерсти в верхнем Тибете, с которою никакая другая не может сравниться; козы эти водятся на верхних тибетских площадях, где господствует жестокая стужа, и природа для предохранения этих животных от пронзительных зимних ветров наделила их тем нежным пухом, который составляет материал для шалей. Купцы скупают эту шерсть, раз в году свозят ее в Кашмир и продают фабрикантам шалей. Там она сначала тщательно очищается, потом окрашивается в разные цвета, — для чего местные красильщики имеют под рукою все нужные вещества, как минеральные, так и растительные, исключая только зеленой краски. Зеленую получают они вываркою из английских зеленых бумажных материй; краска эта очень приятна для глаз и прочна, а магометане считают зеленый цвет за священный, и потому спрос на зеленые шали значительный. Шальные узоры рисуются на бумаге маленькими образчиками с возможною отчетливостию; при трудном узоре за одну рисовку платят часто 50 рупий (ок. 30 р. сер.). — Торговлю шалями производят агенты купцов, живущих в Бомбее, Дели, Лагоре и других больших городах, из которых их рассылают по всей Азии.

Эти торговцы делают заказы на шали и дают фабрикантам задатки; а потому у фабрикантов нельзя [78] покупать шалей, — они выделывают их только по заказу торговцев и состоят от них в полной зависимости. Станок для тканья обыкновенный: строения, в которых производится выделка, низки, тесны и дурно проветриваются, Каждый ткач, — женщины не занимаются тканием шалей, — сидит с пучком раскрашенных шерстей, намотанных на маленькие веретена, перед исписанным листом бумаги, и по листу подбирает шерстяные нити в надлежащем числе. Каждый работает сам по себе, независимо от соседа, за особенным станком. Как все шали составлены из маленьких кусочков, длиною в 8, шириною в 4 дюйма, то можно исчислить выручку каждого работника. Самые искусные заработывают около 30 к. сер. в сутки, что, при высокой ценности денег, составляет довольно щедрую плату. Эти маленькие кусочки отдают торговцам, и они сначала складывают их для примера, чтобы удостовериться в хорошем аффекте целого рисунка; потом их моют на особых местах, в воде, отведенной от реки, и вода, как удостоверяют, имеет особенное свойство сообщать шерсти мягкость и возвышать яркость красок. — Этим способом приготовляются настоящие шали; ниже этих есть сорт, называемый «созуни» т. е. вышивные, у которых гладкое полотно из шерсти, а шальный рисунок вышивается по нем иглою. Часто эти шали очень красивы и нарядны, но знатоки никогда не платят за них хорошей цены».

Текст воспроизведен по изданию: Выделка шалей в Кашмире // Москвитянин, № 20. 1850

© текст - Погодин М. П. 1850
© сетевая версия - Thietmar. 2016
© OCR - Иванов А. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1850