АРТУР КОННОЛЛИ

ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР ИНДИИ

A JORNEY TO THE NORTH OF INDIA

ОХОТА ЗА ГИЕНОЮ. Новое путешествие поручика Артура Конолли, из Индии в Кабул, Мешгед, Герат и проч., заслуживает в полной мере внимание не только любителей этого рода чтения, но и Ученых, особенно ориенталистов. Г. Конолли посетил города внутренней Азии, очень мало известные, и хотел пробраться в Европу самыми опасными путями. Мы уже известили в Б. для Ч. о выходе в свет этой любопытной книги, — Journey to the north of India, — и теперь уделяем из нее отрывок. Мы избрали описание охоты за гиеною, потому что уже расписались о страшных зверях, и притом сами большие любители охот этого рода; да и не понимаем, как можно терять порох и время на зайцев и на тетеревов! Уж если охотиться, так по крайней мере за слонами, за тиграми, львами, крокодилами, гиенами или барсами. [39] Хорошие охотники даже на гиен жалеют заряда, и берут их руками как перепелок.

«В одном из Афганских улусов, говорит автор, устроена была охота на гиену, для забавы гостей: она ясно показывает дух той дикой смелости, которая составляет столь разительную противоположность между Афганцами и ленивыми их соседями, Персиянами.

«Мы выехали рано перед восходом солнца; с дюжину из нас верхами, а еще большее число пешком, и вся молодежь из улуса, с несколькими борзыми и овчарными собаками. Сеид-Дауд отыскал свежие следы гиены около трупа осла, и в сопровождении двух или трех других опытных людей, охотников, следил зверя на расстоянии шести верст, до каких-то глубоких оврагов. Здесь они потеряли знаки следов, которые были перекрещены многими другими, и притом земля была тут так тверда, что могла сохранить только самое слабое впечатление ноги; после долгого искания, с помощию острого своего зрения и знания разных ям и пещер между оврагами, Сеид-Дауд заметил след, ведущий к яме, с боку одного пригорка, и решил, что животное, наевшись досыта, вероятно принялось отдыхать в этом месте.

«Охотники составили полукружие около входа в пещеру; двое или трое из них, вооруженные саблями, вынули их из ножен, а мальчики бесстрашно вмешались между них, с каменьями и палками в руках, или удерживали сзади воющих собак. Сеид-Дауд велел нам держаться как можно тише, а сам хотел войти в пещеру и связать зверя; но гиена, испуганная лаем собак, выбежала на нас неожиданно, и кинулась на одного из охотников, стоявшего с саблею, на часах, у входа. Мальчики, без малейших признаков страха, стали кричать на гиену изо всей силы, бросая в нее палками и каменьями, которые сыпались, как град на ее спину, а охотники, имевшие сабли, рубили ее по коже; и все вместе так избили и смешали зверя, что, пробежав взад и вперед по целому нашему ряду, и не напав ни на кого из нас, он вдруг бросился назад, вскарабкался [40] на пригорок, скатился вниз по другую сторону, и пошел бегом через поле, которое тут случилось. Прошло насколько времени, прежде нежели мы могли собрать наших лошадей, так, что гиена была далеко перед нами: она заставила нас проскакать пять верст, и хотя борзые наши собаки бежали почти рядом с нею, но никак не могли остановить ее, а между тем она, по временам, металась то вправо, то влево, всем неповоротливым своим телом, чтоб схватить которую-нибудь из них зубами; наконец достигла изрытого рытвинами оврага, и мы потеряли ее из виду. Сеид-Дауд сказал нам, что гиена, вероятно, не остановится, пока не добежит до какого-то места, в нескольких верстах от нас расстоянием, и что в этот день мы никак ее не догоним. Как слова его были в этих делах законом, то мы и возвратились домой.

«Я упомянул, что сперва предположено было связать гиену в ее логовище. Это кажется ужасно и неправдоподобно; но, по их рассказам, оно весьма возможно сильному и хладнокровному человеку, потому что гиена, хотя и свирепа, однако сама легко пугается; и мне сказывали, что Сеид-Дауд повалил и связал таким образом трех гиен в один день. Не менее того, это отчаянное предприятие может сделаться гибельным для тех, кто не в состоянии сохранить совершенного присутствия духа, — что и подтвердили мне примером одного охотника, за год или за два перед тем умершего от укушения гиены при неловком на нее нападении.

«Сеид-Дауд следующим образом описывал мне средство вязать гиен в логовище. «Проследив звери до его пещеры, сказал он, возьмите в правую руку веревку, с двумя живыми на ней петлями, а левою рукою держите перед собою войлочную шинель, или бурку, и смело, но тихо, идите вперед. Животное, не зная, какого рода опасность ему угрожает, отступит в самую глубину пещеры; но вы всегда можете угадать, где его голова, по блеску, издаваемому глазами. Подвигайтесь тихо, на коленках, и когда подойдете довольно близко, бросьте вашу бурку зверю на голову, и старайтесь, чтоб он не мог [41] от нее освободиться: он так этого испугается, что присядет на задние ноги, и хотя он легко может кусать войлок, но не в состоянии оборотить шеи и сделать вам вреда. Так, вы спокойно ощупайте обе его передние ноги, наденьте на них петли веревки, тут вдруг сильно притяните их к его затылку, и плотно привяжите. Тогда зверь ваш, и вы можете делать с ним, что угодно. Мы обыкновенно берем пойманных гиен домой, в свой улус, и охотимся над ними в поле, надевая им узды в рот, с тем, чтоб наши собаки учились не бояться диких зверей, когда встречают их на свободе». А. С.

Текст воспроизведен по изданию: Охота за гиеною // Библиотека для чтения, Том 5. 1834

© текст - ??. 1834
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Библиотека для чтения. 1834