К ИСТОРИИ РУССКОГО ПОМЕСТНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В ЛИВОНИИ

Вопрос о русском поместном землевладении в Прибалтике уже привлекал к себе внимание исследователей. Впервые характеристику русских поместий на территории Ливонии, занятой русскими войсками, дал Г. А. Новицкий на основе изучения русских документов второй половины 70-х гг. XVI в., сохранившихся в фондах 141 и 159 в РГАДА 1. Позднее немецкий исследователь Н. Ангерманн, продолжая наблюдения Г. А. Новицкого, указал на ряд источников, содержащих сведения о более раннем этапе формирования русского поместного землевладения в Ливонии. С одной стороны, он обратил внимание на упоминание в нескольких немецких документах начала 60-х гг. о раздаче царем поместий в Ливонии, с другой стороны, он указал на участие в походе на Полоцк в 1563 г. отрядов помещиков из уездов Нарвы, Вильянди, Тарту и Раквере 2.

Сведения о начальном этапе формирования поместного землевладения в Ливонии могут быть обнаружены также среди записей русско-датских переговоров лета 1562 г. Переговоры о мире и союзе с Данией протекали в Можайске, где находился со своими советниками Иван IV, готовясь к походу на Полоцк. Понимая заинтересованность царя в преддверии войны с Великим княжеством Литовским в заключении союза, датские послы добивались признания за датским королем прав на часть бывших владений Ливонского Ордена. В частности, речь шла о Вике – территории современной юго-западной Эстонии с центром в г. Хаапсалу («Апсел») 3. К началу 60-х гг. датчанам удалось занять Хаапсалу – порт на балтийском побережье и они хотели распространить свою власть и на его округу. Отклоняя эти требования, русские представители (боярин Алексей Данилович Басманов, дьяки Иван Тимофеевич Клобуков и Андрей Васильев) ссылались на то, что в «Витцкой земле мало не половина роздана детем боярским в поместья, и тех земель государю нашему поступатися как, мочно ли помещиков из тех земель свести» 4. [115]

В выступлениях русских представителей приводятся сведения о том, как происходило освоение Вика русской властью. После взятия русской армией в августе 1560 г. г. Вильянди (Феллина) «бояре и воеводы посылали <...> к Пернову и к Апслу и во весь Витцкой уезд, и те места все повоевали и выжгли» 5. Немецкие дворяне бежали, а оставшиеся в деревнях «старосты и чюхны государю нашему за свои вины били челом, и государь их к своей вотчине к городу к Вильяну велел и приписати, и государя нашего вельянские воеводы и грамоты тем старостам подавали от государя нашего людей, чтоб их по тем грамотам не воевали», а затем «писцы государя нашего на те мызы и деревни детем боярским выписи подавали» 6.

Эти заявления русских представителей находят подтверждение в документах из датских архивов. Наместник датского короля в Хаапсалу Дитрих Бер 13 октября 1561 г. писал воеводам Вильянди с жалобой на то, что крестьяне в деревнях около города подчиняются не его властям, а русским «боярам», ссылаясь на то, что имеют от них «охранные грамоты» 7. В новой жалобе от 28 декабря 1561 г. говорится уже о взимании русскими с этих крестьян денег и зерна 8, а 28 декабря 1561 г. датирована жалоба воеводы Вильянди датскому наместнику в Хаапсалу, в которой говорилось о нападении «немцев» – подданных датского короля на приказчика, которого сын боярский «Michaeil Sabonofenn sone Volodinskogo» послал в свою деревню Серенкулл в округе Хаапсалу 9.

Хотя реальное положение дел датским властям, как видим, было хорошо известно, на переговорах датские представители упорно твердили, что «в Вике ни одного сына боярского нет и деревень никаких великого государя нет, <...> в Витцком и Апсальском уезде помещики до сее поры не бывали» 10. В ответ на это Басманов разъяснял, что помещики не обязательно должны находиться в своих поместьях. «Во се за мною, – говорил он, – государьского жалованья поместья не в одных городех, и яз в ыных тех своих местех (!) не бывал лет с пятнадцать, а в ыных и з дватцать, а чем есми тех крестьян изоброчил, и яз с них тот свой оброк емлю з году на год» 11. Чтобы доказать, что земли в Вике действительно розданы помещикам, датским послам была представлена публикуемая «выпись из писцовых книг Офонасия Федоровича Нагово с товарыщи».

Русские поместья в округе Хаапсалу просуществовали недолго. Царь, заинтересованный в союзе с Данией, в конце концов согласился уступить эти земли 12. Была достигнута договоренность, что дети боярские будут выведены с территории Вика «на Юрьев день вешней» 13, но воспользоваться достигнутым успехом датчанам не удалось. Возвращаясь из Дании, куда были посланы для ратификации договора о союзе, русские послы князь Антон Михайлович [116] Ромодановский и Иван Михайлович Висковатый, в сентябре 1563 г. узнали, что «городок Апсел и около его села <...> взял свейской король» 14. Русские поместья появились в этом районе снова лишь после успехов русских войск во второй половине 70-х гг. Помещики, утратившие земли в Вике, получили, вероятно, поместья в других районах Ливонии. Так, один из упоминаемых в выписи помещиков – Яков Сушков в документах конца 70-х гг. фигурирует как «вильянский помещик» 15.

В связи с требованием датчан передать их королю два двора «Старый» и «Новый Колки», расположенные недалеко от Таллина, в ходе переговоров затрагивался вопрос о русском землевладении и в этом районе. Русские представители указывали, что «в Колыванскую державу (округ, прилегающий к Таллину-Колывани – Б. Ф.) многие дети боярские введены и живут в них немалое время», эти земли «помещиком же даны Полчевского (современный Пылтсамаа – Б. Ф.) да Пайдинского уезда», и вообще «земля государя нашего мало не до самые колыванские стены» 16. И эти утверждения русских представителей получают подтверждение в документах из датских архивов. Сохранилась грамота воеводы Раквере Василия Васильевича Розладина от 13 октября 1561 г. датским властям в Хаапсалу, в которой указывается, какие писцы производили раздачу поместий в округе Таллина – князь Василий Иванович Прозоровский и Семен Афанасьевич Бартенев 17. Земли Вика, как видно из публикуемой «выписи», описывал другой писец – Афанасий Федорович Нагой. Выпись содержит одно из первых упоминаний о службах этого в последующем крупного дипломата и одного из ближайших советников Ивана IV 18.

Все эти приведенные данные заставляют признать достоверным заявление русских представителей на переговорах, что еще до приезда в Москву датского посланника Дитриха Бера (находился здесь в первой половине сентября 1561 г.) 19 царь послал «во все неметцкие городы писцов своих и велел всю землю Ливонскую описати» 20. Раздаче поместий не препятствовало то обстоятельство, что в целом ряде случаев центры соответствующих округов не находились в русских руках. Так, в 1560 г. русской армии, несмотря на все усилия, так и не удалось взять Пайду 21, но это не помешало раздать поместья в округе города «мало не до самые стены Пайды» 22. Знакомство с публикуемой «выписью» заставляет подозревать, что в таких случаях и писцовое описание, и отдел поместий производились по упрощенной схеме, сыну боярскому выделяли определенное количество деревень, не измеряя точно размеров площади, которую пахали проживающие в этих деревнях крестьяне.


1560-61 гг. – Выпись из писцовых книг Афанасия Федоровича Нагого на отданные в поместья мызы и деревни в Витцкой земле в Апсельской присяге в Ливонии.

А се выпись из писцовых книг Офонасья Федоровича Нагово с товарыщи.

Которые мызы и деревни даны в Апселской присяге царевым и великого князя князем и детем боярским новым помещиком, а тех мыз и деревень старостам и чюхном даваны грамоты, что их воинским людем не воевати; и чтены датнким послом того для, сказывают они, что дети боярские в Витцкой земле не изспомещены.

А се им имена, которым детем боярским подаваны мызы и деревни.

В Апсельской присяге мызницких Арвиля да Тьмора да Рчина, а к ним 20 деревень, да попа Алтюя 6 деревень, итого в Апсельской присяге мызницких и поповских 26 деревень.

В Апсельской ж присяге старостам имяна.

Деревня Иявери, староста Микулаш Матвеев, а к нему приложились 21 деревня, отданы Дмитрею Волынскому.

Деревня Табря, староста Мацей Янов, а к нему 9 деревень, даны князю Ондрею Щербатому Оболенскому.

Деревни, которых староста Матцеи Андрусов, а к нему 9 деревень, отдано Олексею Юшкову.

Деревня Осакуле, староста Юрьи Беликов, а к нему 6 деревень, отданы сыну боярскому Другому Низовцеву.

Деревня Ястка, староста Мартын Татцеев, а к нему 16 деревень.

Деревня Раскуля, староста Атцен Анусов, а к нему 16 деревень, отдано князю Семену Путятину.

Деревня Галикулту, староста Матцен Янусов, а к нему 16 деревень, отдано сыну боярскому Ондрею Волжинскому.

Деревня Ланного, староста Матцен, а к нему 10 деревень, отдано сыну боярскому Борису Толстому.

Деревня Ортемы, староста Андрус Андрусов, а к нему 9 деревень, отдано детем боярским Данилу да Якушу Юшковым.

Деревня Ваги, староста Денис Микулаев, а к нему 12 деревень, отдано детем боярским Федору да Третьяку Зажелнинским.

Деревня Рюма, староста Павел Румалев, а к нему 16 деревень, отдано сыну боярскому Петру Племянникову.

Деревня Тономять, староста Пярть Анусов, а к нему 6 деревень.

РГАДА. Ф. 53 (Сношения России с Данией). Кн. 1. Л. 166-168.


Комментарии

1. Новицкий Г. А. Новые данные о русском феодальном землевладении в Прибалтике в период Ливонской войны (1558-1582) // Вопросы истории. 1956. № 4. В настоящее время эти документы опубликованы (см.: Памятники истории Восточной Европы. Москва-Варшава, 1998. Т. 3. С. 122-196).

2. Angermann N. Studien zur Livandpolitik Ivan Groznyjs. Marburg-Lahn, 1972. S. 49, 50.

3. См. соответствующие записки датских послов: РГАДА. Ф. 53 (Сношения России с Данией). Кн. 1. Л. 133 об., 136.

4. Там же. Л. 149.

5. Там же. Л. 156 об.

6. Там же. Л. 161 об.

7. Щербачев Ю. Н. Копенгагенские акты, относящиеся до русской истории. Вып. 1 // Чтения ОИДР. 1915. Кн. 4. № 84. С. 163, 164.

8. Там же. № 88. С. 169.

9. Там же. № 89. С. 170.

10. РГАДА. Ф. 53. Кн. 1. Л. 161-162.

11. Там же. Л. 162, 162 об.

12. Там же. Л. 178 об.

13. Там же. Л. 247.

14. Там же. Л. 348.

15. Памятники истории Восточной Европы... Т. 3. С. 169, 170.

16. РГАДА. Ф. 53. Кн. 1. Л. 154, 172 об., 182.

17. Щербачев Ю. Н. Копенгагенские акты... Вып. 1. № 83. С. 163.

18. В 1559 г. ездил с «рогатиной» в свитс царя во время его похода «на берег» (см.: Разрядная книга 1475-1605 гг. М., 1981. Т. 2. С. 55).

19. Щербачев Ю. Н. Копенгагенские акты... Вып. 1. № 80. С. 155-159

20. РГАДА. Ф. 53. Кн. 1. Л. 169.

21. Псковские летописи / Под ред. А. Н. Насонова. М., 1955. Вып. 2. С. 240.

22. РГАДА. Ф. 53. Кн. 1. Л. 182.

Текст воспроизведен по изданию: К истории русского поместного землевладения в Ливонии // Русский дипломатарий, Вып. 5. М. Археографический центр. 1999

© текст - Флоря Б. Н. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Русский дипломатарий. 1999