№ 74

1787 г. 9 апреля. — Рапорт полк. С. Бурнашева ген. II. Потемкину о слухах насчет русско-турецкой войны в Грузии и соседних ханствах и о подготовительных действиях в Турции

Высокородному и высокопревосходительному господину генералу порутчику, действительному камергеру, правящему должность Кавказского и Саратовского генерала губернатора и многих орденов кавалеру Павлу Сергеевичу Потемкину. Рапорт.

После донесения моего вашему высокопревосходительству, от 7-го числа марта, с представлением перевода письма царских посланцов из Ахалцихе, о разрыве мира с Россиею у Порты, за непроездом от чрезвычайных снегов ни с которой стороны, ложно ли известие князей, или истинно, никакого подтвердения до последних чисел того месяца не было.

16-го, его высочество, царь с царицею изволил возвратитца в Тифлис.

26-го отправлен обратно Мелик Шакаро в Ахалцихе с данного ему от царя повеления к его князьям, перевод при сем вашему высокопревосходительству имею честь представить. [95]

29-го приехал из Карой турок, какое мне о нем сообщено сведение, при сем также вашему высокопревосходительству представляю. Быть может, что пославшие с уведомлением о войне к царю, действуют по согласию с Сулейман нашею и что разглашение о разрыве мира в окрестных Грузии областях промчены от Ахалцихе из Баязета. Приезжие подтверждают те ж известия. Из Еривани уведомляют, что слух носитца о том и в Адребижани, но присылок к ханам с объявлением от турок нет еще никаких. Один из князей Баратовых, бывшей в Ахалцихе для выкупу пленных, выехал оттуда в исходе марта, объявляет, что видел он там заготовление провианта и что слышно, якобы воиски турецкие собирались у Азрума и якобы послано вновь 40.000 червонных в Дагестан, для набора лезгин.

Хотя все известия, исходящие от грузин, по обыкновенной им лживостей, часто невероятны, но я не могу оставлять их без донесения вашему высокопревосходительству.

Из представленных при сем переводов с писем, привезенных Меликом Шакаро, ваше высокопревосходительство усмотреть изволите, ухищрение Сулейман паши, силу и участие царицы в делах, несвязанность и лехковерие князей грузинских, а мажет быть и единомыслие их с .пашею.

Настоящее состояние особы царской, уважение его и совершенная, доверенность к царице госпоже властвующей, несогласие детей царских, не одною материю рожденных и воспитанных с крайнем небрежением, подают причину мыслить о разновидных их расположениях и хотя нет доказательных знаков делать положительного заключения к предосуждению которой из них особы, но в обращении князей грузинских с Сулейман пашою и в письмах к царице является нечто неясное, ибо чего же делает паша, когда царь соглашаетца на его требования, лишь бы только высланы были лезгины из Ахалциха и частию они исполнены, т. е. письменным уверением не взыскивать разорения своих областей и обнадеживанием не просить ее высочество Всероссийского двора более войск, сущих уже в Грузии, исключая аманатов, кой не даны и уповаю не допущу, что ж более домогатца и о каком еще старатца мира. Неясность сия, кажется означает вывести отсюда наши войски, яко единую преграду своевольным начинанием и оставить их поступать каждого по своим стремлениям, мечтание поистине нелепое, поелику событие невозможное. Справедливо доношу вашему высокопревосходительству, что грузины, по являемой им холодности, кажутца, от непостоянства своего, скучают уже нашим здесь пребыванием, один его высочество царь по называет себя непоколебимым.

3-го сего месяца возвратился князь Цицианов, посыла, иной ют его высочества к Ага-Мемет-хану, вместе с посланным от него к царю Мейд Кули ханом Туркестанским с подарками и великими уверениями о своей дружбе, по персидскому обыкновению. Князь Цицианов доносит его высочеству, что Ага-Мегмет-хан изъявил желание свое иметь союз с Россиею. По объявлению его, мало имеет он теперь в Персии со-противников; Джапар хан, бывшей испаханским, скрылся в Бондари, Ага-Мегмет хан послал брата своего за ним с довольными силами, имеет теперь войск до 60.000, владеет Араком, Гиляном, Масандраном, болшею частию Хорассана Кирманшою и почти до реки Ар аса. [96]

Сей день, прибывши из Азрума грек доносил, при мне, его высочеству, 22 дня, как он оттуда выехал, слышал там о набираемых турецких войсках, по ту сторону Азрума, присланными из Константинополя 28 начальниками и что укрепляютца приморские места, особливо Синоп, весьма опасаютца со стороны Крыма, по сию сторону Азрума, присланными ферманами, велено быть в оборонительном состоянии. Говорят дале о войне с цецарцами, только в крайнем страхе от Российских. Из Азрума до Баязета ехал он вместе с караваном Капиджи паши, едущим с деньгами и подарками к Адребеженским и дагестанским владельцам, на 24 вьюках, десять дней, как он из Баязета. Сулейман паша действительно повелевает всеми по сю сторону Азрума пашами, о идущих на Арпачай турецких войсках нигде ничего не слыхал. Полковник Степан ,Бурнашев. № 8. 9 апреля 1787 г. Тифлис.

Связка № 121, д. 1, лл. 175-176