№ 20

1785 г. июль. — Письма соседних ханов Ираклию II о целесообразности отказа от покровительства России

Копия письма Ибрагим хана к его высочеству царю Ираклию. Коим уведомляет о смерти Мам ад хановой, о поимке разбойниками посланных к царю с уведомлением о бегстве Риан-бега. По смерти Мамая хана, о новом предприятии Ганжинцов на бегство Риан беговом, а притом уверяет Ибрагим хам царя, о преданности и верности своей к нему сими словами: никакие обстоятельства, божиею милостию, верность мою к вам поколебать не могут и я по жизнь сохраню. И для того, Ахверда-бега к службе вашей я посылаю с сим письмам, кой о обстоятельствах турок и дагестанцев, что мне сведамо, от него известитесь и че рез несколько дней и Азрат Кулбега пришлю к вам.

Так же, приложенная копия, повеления Ибреим хана к ганжинцам, коим советует о принятии спокойной жизни, быть надеждным, что спокойствие их не нарушится никем и прочая.

Копия Адиат ханова письма. Начало состоит в приветствии, потом продолжает следующее: не почтите ваше высочество предложении мои прением, кои не приличествуют достоинствам вашим, однако ж, как вы иногда участвовали в наставлениях моих, то по поводу оного и я осмеливаюсь донести вашему высочеству следующее:

Во-первых, что по многим обстоятельствам разум ваш довольно испытан и будучи сведомы о делах их, то для чего бы вновь обязывать вам себя таковым повиновением.

Также, что основываетесь на предлежащие дела ваши, мне о лучших впред успехах, а между тем лишаетесь всех польз ваших и самопроизвольно вольности своей. Все сии обстоятельства не свойственны и отдалены от превосходного разума вашего высочества, что приводит меня в крайнее удивление. Хотя ж всеобщие обстоятельства света и основаны на непременных положениях непостоянностей и поколовратному действию ее свойственна умному человеку сообразуясь располагать и удобности свои, одна кож не должно оставлять и предыдущих выгод своих, как-то говорится пословица не требуй истины, когда тебе сего и обстоятельства светские обещать не могут (***). Хотя ж на сей случай невеста и имеет тысячу женихов, однако ж смотреть надлежит и на действия прошедших времен, чтобы в противность воли вашей, чего не воспоследовало бы от тех новых вам ваших приятелей, чему уже пособить будет не можно. Случаи иногда приносят, что без всякой причины и милости в гнев, дружество во вражду и, весьма не редко, знакомство забвению преданы быть имеют.

Как бы то ни было, беспристрастно окажу, что я смотря со всех сторон четырех, нахожу вас самопроизвольно ввергнутого в бессилие, печаль и плавающего среди морской глубины. Ибо, по предприемлености ваших дел, с одной стороны великий государь Турков Хуиского [35] Ахмед хана пожаловал требунчужным знакам и шубой, чем и устроил его противу вас, а он с карабахским ханом свел сватовство, к сему ж и дагестанцы будучи корнем вражды вашей, а притом бесчисленны мужественны и могущи, а сим пути к сношению дружества вашего со всех сторон преграждены. Удивляюсь я, смотря на разум ваш, кой испытан многими обстоятельствами, как вы так ошиблись, что путь к друзям своим преградили и одну путь предоставили себе, с таковыми великими неприятелями, кроме убытка ожидать другого нечего. Еще время не прошло, а нужно чтобы вы подумали о себе, дабы обстоятельства светские не навлекли на вас чего другого, в чем вам и новые приятели ваши не сильны будут помочь. Лучше чтоб и к другой стороне приклонится и приготовить себе к ним дорогу, дабы и оттуда были вы вспомогаемы. Дружества моего желания суть таковы, чтобы иметь и других приятелей, кои может докажут и больше опытов дружества своего и основательнее. Сей совет, по рассуждению нашему за наилучши поставляю, впрочем богом свидетельствуюсь, что в деле сем другой при чиня я не имею, выключая дружества вашего ко мне. А совет недостаточного разума моего таков есть, что если бы вы одной дорогой не были так спутаны и имели бы другой путь, по коей прохаживаться могли. Весьма недурно бы было и о конце верно не раскаялись бы. Посланному к вам с сим, Ибреим Аге, вверил я несколько дружеских слов пересказать вам, не поставьте, что сей совет мой без основания и не принимайте оной двоемысленно.

Сия копия засвидетельствована их (***) вице канцлером Бехтобеговым. Июля 8 дня 1785.

К царю Ираклию от Айдемура и других уведомление.

Что эраванцы Хуиского Мамед хана просили, дабы он избавил их от власти карталинской, мой по окончании Тавридской экспедиции обещался прошение их выполнить, также установленные царем чиновники выключая хана, лишены им чинов и места и поставлены другие (***).

Связка № 3, д. 5, лл. 99-103