Кавказский вектор российской политики: Сб. док. Т. II. Кн. 2: 1796-1864 гг.

Сост.: М. А. Волхонский, В. М. Муханов. М.: Объединенная редакция МВД России; Центр проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО(У) МИД России, 2014

Практика публикации архивных документов по истории Кавказа насчитывает по крайней мере полтора столетия. Начавшие выходить во второй половине XIX в. собрания документов и по сей день составляют золотой фонд отечественного кавказоведения и являются образцом для последующих поколений публикаторов. "Акты, собранные Кавказской археографической комиссией" 1 и "Кавказские сборники" 2, "Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся до Грузии" под редакцией А. А. Цагарели 3 и "Сношения России с Кавказом" С. А. Белокурова 4 заложили основы для издания большого массива документов, отражающих разнообразные стороны кавказской жизни, взаимоотношений Кавказа с Россией и другими мировыми державами. Эти традиции продолжили советские историки, стараниями которых были подготовлены сборники документов, освещающие двусторонние отношения между Россией и народами Кавказа 5, а также отдельные сюжеты кавказской истории 6. Настоящим подарком историкам, прежде всего кавказоведам, стал многотомный документальный проект "Кавказский вектор российской политики", подготовленный научными сотрудниками Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО(У) МИД России канд. ист. наук М. А. Волхонским и канд. ист. наук В. М. Мухановым 7.

В 2014 г. вышла вторая книга второго тома, охватывающая период конца XVIII — первой половины XIX в. Примечательно, что том вышел в год 150-летия окончания Кавказской войны и целиком посвящен ее событиям: предыстории, дипломатическому противостоянию в регионе, а также "окончательному замирению" края.

Всего здесь опубликовано 529 документов, поделенных на три части, в каждой они разбиты на тематические группы. Сборнику предпослано небольшое введение, имеются примечания по содержанию; тексты документов переданы в соответствии с современными нормами орфографии и пунктуации.

В первой части "Кавказ в системе международных отношений (конец XVIII в. — середина XIX в.)" два параграфа. Первый — "Долгий путь к Адрианополю (конец XVIII в. — 1820-е гг.)" включает 52 документа, раскрывающих роль и место Кавказа в политике России, Турции и Ирана. В нем представлены персидские фирманы кавказским правителям, а также переписка представителей российской администрации на Кавказе с Министерством иностранных дел в Петербурге, характеризующая основные шаги по выстраиванию взаимоотношений с представителями других держав, которые преследовали свои политические интересы в этом регионе. Кроме того, здесь опубликован ряд мирных договоров (Бухарестский, Гюлистанский, [114] Туркманчайский и Адрианопольский) с Персией и Турцией, закрепивших и подтвердивших ведущую роль Российской империи на Кавказе.

Название второго параграфа — "Шхуна "Виксен": кавказский узел европейской политики (1830-1860-е гг.)" о многом говорит историкам, занимающимся международными отношениями на Кавказе. Шхуна "Виксен" была задержана осенью 1836 г. в районе порта Суджук-Кале, принадлежавшего по Адрианопольскому договору России. Это происшествие было призвано обострить русско-английские отношения. Описанный инцидент ярко иллюстрирует провокационную роль Великобритании и Османской империи в поддержке и разжигании сопротивления народов Северо-Западного Кавказа. Подобным сюжетам посвящено 77 документов. Среди переписки командиров Отдельного Кавказского корпуса о подстрекательстве со стороны англо-турецких эмиссаров и мирных договоров (Ункяр-Искелесийского и Парижского) выделяется документ, получивший в исторической науке название "Декларации независимости Черкесии" (С. 84-87). Ссылаясь на мнение известных российских кавказоведов М. М. Блиева и В. В. Дегоева, составители характеризуют его как фальшивку, выполненную на высоком уровне английскими агентами с целью давления на Россию и Турцию.

Вторая часть сборника "Прорыв в Закавказье (конец XVIII в. — середина XIX в.)" посвящена политике России в этом регионе. В ней 230 документов, показывающих включение различных территорий в состав империи, в том числе клятвенные обещания о покорности и верности многих закавказских обществ, царств, ханств и княжеств.

В третьей части "Кавказская война XIX в." 170 документов, раскрывающих сложный процесс окончательного присоединения народов Северного Кавказа к Российской империи. Первый параграф "Прелюдия большой войны: Россия и Северный Кавказ (1796-1816 гг.)" содержит документы о принятии в подданство и присяг на верность России северокавказских владетелей (прошения тарковского шамхала, дербентского хана, табасаранского майсума), а также о зачислении на русскую службу представителей местных элит и грамоты с императорскими им пожалованиями; второй, озаглавленный пушкинской строкой "Смирись Кавказ, идет Ермолов (1816-1826 гг.)", — о деятельности на Северном Кавказе харизматичного полководца, героя Отечественной войны 1812 г. А. П. Ермолова, назначенного в 1816 г. командиром Отдельного Грузинского корпуса и управляющим гражданской частью на Кавказе и в Астраханской губернии. Здесь публикуются письма А. П. Ермолова к местным правителям, а также рапорты вышестоящему начальству о проводимых генералом мероприятиях в регионе.

Третий параграф "Император в поисках первого лица на Кавказе: от Ермолова до Воронцова (конец 1820-х — середина 1840-х гг.)" рассказывает о деятельности российских военных и администраторов на Кавказе: И. Ф. Паскевича, Г. В. Розена, Е. А. Головина, А. И. Нейдгардта и др. Его документы, в частности журналы военных действий, воззвания российского командования к отдельным народам и обществам, как нельзя лучше характеризуют метод проб и ошибок, тех или иных стратегий в регионе, которые были призваны положить конец сопротивлению горцев. В четвертом параграфе, посвященном попыткам установления на Кавказе общегосударственных институтов империи, публикуются записка Николая I, отражающая его взгляд на военные действия на Кавказе, высочайшие рапорты и доклады графа М. С. Воронцова на имя императора, повествующие о перипетиях кавказской жизни. Несомненный интерес представляет записка Д. А. Милютина о необходимости воспользоваться усиленным в ходе Крымской войны составом Отдельного Кавказского корпуса для окончательного покорения горцев, открывшая бурную [115] полемику в высших военных кругах о методах и средствах, которые могли поспособствовать скорейшему завершению Кавказской войны. Последний параграф — "Заключительный период войны: эпоха князя Барятинского и великого князя Михаила Николаевича (середина 1850-х — середина 1860-х гг.)" составляют документы об окончательном "замирении" северокавказских горцев, в частности, отчет наместника за 1857-1859 гг., указ об учреждении Общества восстановления православного христианства на Кавказе и др.

Заканчивается сборник письмом великого князя Михаила Николаевича к князю А. И. Барятинскому с сообщением о завершении Кавказской войны.

Большинство документов публиковалось в дореволюционное и советское время. Однако тот факт, что издания о двусторонних отношениях (русско-дагестанских, русско-осетинских и др.) давно стали библиографической редкостью, делает "Кавказский вектор российской политики" незаменимым. Наряду с ранее обнародованными здесь имеются и впервые вводимые в научный оборот документы, в частности из фонда 846 "Военно-ученый архив" Российского государственного военно-исторического архива.

К достоинствам издания стоит также отнести то, что впервые в современном кавказоведении разноплановые и разнохарактерные материалы, посвященные всему Кавказу, сведены под одной обложкой. Это помогает увидеть более полную и яркую общую картину событий, разворачивавшихся в этом регионе, не упуская из виду частностей.

В заключение необходимо сказать и о недостатках. Во-первых, заголовки документов не всегда выдержаны в едином стиле: не все из них раскрывают краткое содержание документа. Во-вторых, и это, пожалуй, главный недочет в таком объемном издании (43,5 печ. л.): отсутствуют именной и географический указатели, что существенно затрудняет работу с источниками. Вероятно, публикаторы сочтут возможным поместить сводные указатели в будущий, третий, том. Кроме того, для удобства читателей примечания к документам следовало бы сосредоточить в отдельном разделе в конце книги. В издании встречается ряд досадных опечаток.

Отмеченные недочеты, однако, не снижают научного значения представленной публикации, которая будет полезна в первую очередь ученым из регионов, иногда пренебрегающим кропотливой работой с первоисточниками, а также студентам. Помимо этого, вдумчивый читатель, соприкасаясь с документами эпохи, сможет понять, что "все, что делала Россия на Кавказе, не стоит ни осуждать, ни оправдывать. Она вела себя как "нормальная империя" в подобных ситуациях. И кавказские горцы вели себя так, как им было положено на тогдашней стадии их социально-хозяйственного и культурного развития" 8.

Хочется надеяться, что завершающий публикацию третий том "Кавказского вектора российской политики", посвященный второй половине XIX — началу XX в., выйдет из печати в ближайшее время.


Комментарии

1. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1866-1904. Т. I-XII.

2. Кавказский сб. Тифлис, 1876-1912. Т. I-XXXII.

3. Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся до Грузии / Под ред. А. А. Цагарели. СПб., 1891-1902. Вып. 1-2.

4. Сношения России с Кавказом: Материалы, извлеченные из Московского главного архива Министерства иностранных дел С. А. Белокуровым. Вып. 1: 1578-1613 гг. // ЧОИДР. М., 1889. Кн. 3.

5. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII в.: Сб. док. / Под ред. А. Р. Иоаннисяна. Ереван, 1967. Т. 1-2; Русско-осетинские отношения в XVIII в.: Сб. док. / Сост. М. М. Блиев. Орджоникидзе, 1976-1984. Т. 1-2; Русско-дагестанские отношения в XVIII — начале XIX в.: Сб. док. / Отв. ред. В. Г. Гаджиев. М., 1988; и др.

6. Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: Сб. док. материалов / Под ред. Ш. В. Цагарейшвили. Тбилиси, 1953; Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в.: Сб. док. / Сост.: В. Г. Гаджиев, Х. Х. Рамазанов. Махачкала, 1959; Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. / Подбор док., подгот. к печ. В. Н. Гамрекели. Тбилиси, 1968; и др.

7. Кавказский вектор российской политики: Сб. док. / Сост.: М. А. Волхонский, В. М. Муханов. М., 2011. Т. I: XVI-XVIII вв.; 2012. Т. II. Кн. 1: 1762-1796 гг.

8. Дегоев В. В. Кавказ как бесконечная история с политикой // Кавказский вектор... Т. I. С. 7.

Текст воспроизведен по изданию: Кавказский вектор российской политики: Сб. док. Т. II. Кн. 2: 1796-1864 гг. // Отечественные архивы, № 5. 2015

© текст - Манышев С. Б. 2015
© сетевая версия - Тhietmar. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Отечественные архивы. 2015