ДЖОРДЖ ЭЛЛИС

ОПИСАНИЕ МЕСТНОСТЕЙ МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И КАСПИЙСКИМ МОРЯМИ

Книга эта была издана в 1788 году анонимно. Ее автором, как выяснил ученый В. Аталиков, является Джордж Эллис (1753-1815) — сотрудник английского представительства в Москве в 1778-1788 годах. Книга опубликована в переводе на французский язык в Париже в 1798 году.

Перевел с французского В. Аталиков


...Согласно Страбону, местности от Фанагории до Колхиды были населены следующими народами: первые зихи, около Фанагории, затем вдоль побережья ахеи, зиги и гениохи, занимавшие область, простиравшуюся до Диоскурии, и, наконец, керкеты и макропогоны (длиннобородые. —В. А). О последних трех народах ничего не известно, в отношении же первых двух мы знаем только то, что они предавались пиратству и продавали грекам на Босфоре рабов, которых они захватывали во время пиратских нападений. К северу от этой области находятся горы Бештай или Пять гор, где выращивают прекрасных черкесских лошадей; по-видимому, это та горная цепь, которая названа Гиппийскими (Конскими. В. А.) горами.

Страбон и Плиний называют в горах Кавказа еще многие другие народы: амарды, сисианта (киссианты. — В. А.), агеды, габры, тагоры, эсседоны.

ЧЕРКЕСЫ

Этот народ занимает следующие округа: Большая Кабарда, Малая Кабарда, Беслен на реке Лабе, Темиргой на реке Шагваша, Абазех на реке Пшаха, Бжедух, Хатукай, Бшана на реках Хурса и Коркой. Этот народ занимает территорию, которая имеет в длину около 10 градусов, и, вследствие своей храбрости и военного гения, мог бы сделаться весьма могущественным, если бы все народности, составляющие его, были объединены под главенством одного руководителя. Но этот горский народ совершенно забыл о своем едином происхождении и быстро разделяется на враждебные племена. Это дробление и является причиной тому, что кубанские черкесы к настоящему времени значительно утратили свое былое могущество...

Однако черкесы Кабарды, хотя и отделились от других своих соотечественников, все еще являются наиболее могущественными на северных склонах Кавказа. Это превосходство привело к тому, что их соседи подражают им во всех манерах, поэтому описанием этого народа мы даем представление о всех других народах Кавказа. Кроме того, своеобразие многих их обычаев, [147] которые похожи на обычаи большинства древних обитателей этих местностей, составляет любопытный объект, достойный нашего внимания.

Черкесы разделяются на три класса: князья, дворяне (уздени) и подданные, или народ. Большое число людей последнего класса закреплено за каждой княжеской фамилией, и Большая Кабарда разделена, таким образом, на три равные части между тремя фамилиями: Джамбулак, Мисост и Атажук. В каждой из этих фамилий самый пожилой мужчина считается главой и судьей, покровителем и отцом всех вассалов, которые от него зависят.

Никто из князей не имеет права делать землю источником доходов; у него нет других ценностей, кроме оружия, лошадей, рабов и податей, которые он может выколачивать у соседних народов. Священной считается личность не только вождя, но вообще каждого князя. Эти необычайные привилегии распространяются и на крымских принцев. Однако это единственное отличие, которое дается рождением и не может быть приобретено личными достоинствами.

В мирное время князь ничем не отличается ни от дворян, ни от простых крестьян. Их пища и платье одинаковы, и их жилища ценятся ничуть не больше.

Уздени или дворяне избираются князьями из низшего сословия. Это офицеры князя и их обязанности состоят в обеспечении исполнения законов. Именно они во время всеобщих ассамблей добиваются одобрения мер, предлагаемых князьями.

Богатство подданных, так же как и дворян, состоит в земле. Согласно одному своеобразному древнему обычаю, князья могут требовать, а иногда и силой осуществлять свое право отбирать все имущество своих подданных, но в то же время подданный имеет право перенести свое уважение и верность на другого князя, если сочтет, что этот его угнетает. Вследствие этой привилегии князья были вынуждены покупать привязанность своих подданных, и все их надежды на славу и богатство были основаны на доброй воле подданных, которых они вели в сражение.

Черкесы не имеют писаных законов; они управляются чем-то вроде публичного права или определенным числом древних обычаев. Нация собирается в исключительных случаях. Тогда самый пожилой из князей предлагает меры, которые он считает необходимыми принять в данных обстоятельствах. Затем на совещание допускаются уздени и после них — депутаты от народа, каковыми являются старцы, избранные по данному случаю; они избираются из числа тех, кто пользуется наибольшим авторитетом в народе и между князьями, и они обсуждают то, что было выработано на совещании. Если они принимают предложение князей, оно становится национальным декретом, и весь народ торжественно утверждает его. Эта церемония обычно проводится на участке земли, специально отведенном для подобных ассамблей, недалеко от жилища князя. [148]

Черкесы малоопытны в мануфактуре. Наконечники стрел — это единственное изделие из металла, которое они делают сами. Правда, они изготовляют несколько сортов хорошего сукна и один сорт войлока, из которого шьют плащи; эти плащи очень легкие и хорошего качества. К этому можно добавить несколько сортов кожи, вышитые чепраки для лошадей и т. п. Их кольчуги превосходны; они доставляются к ним из Персии, а оружие — из Кубеши.

Сельское хозяйство не обеспечивает их, строго говоря, всем необходимым для пропитания. Овцы и лошади составляют главные статьи их торговли, особенно последние, которых продают по высочайшим ценам; однако баланс коммерции склонился бы против них в значительной пропорции, если бы они не имели источника рабов, которых они добывают во время набегов. Искусство организации подобного рода экспедиций — это наиболее ценный талант черкесского князя, и цель крайне тягостных хлопот заключается в том, чтобы приобрести образование в этом деле.

Сразу после рождения ребенка отец подыскивает для него узденя или какого-нибудь князя из другого рода, чтобы тот воспитывал и обучал порученного ему ребенка. Как только ребенку исполнится один год, ему дарят всевозможные игрушки и оружие. Если он отдает предпочтение оружию, такой выбор рассматривается как счастливое предзнаменование, и это событие отмечается в семье как великий праздник. В возрасте от 7 до 12 лет юный князь оставляет дом своего отца и переходит к приемному отцу. Последний обучает его обращению с оружием и лошадью, воровству и укрытию краденого. Имя вора является среди этих людей самым ужасным из всех возможных оскорблений, так как это означает открытую кражу. Затем молодого человека обучают навыкам более значительного и более опасного разбоя, и он не возвращается домой к отцу до тех пор, пока его сноровка, изворотливость и храбрость не достигнут совершенства, которое его учитель сочтет достаточным. В качестве вознаграждения приемный отец получает девять десятых добычи воспитанника, которую последний приобретает за время обучения. Говорят, что этот вид образования поддерживается для предотвращения нежелательных последствий родительской снисходительности и терпимости. Этот обычай, по-моему, имеется только у черкесов, но предмет и цель подобного обучения те же самые вообще у всех горцев Кавказа.

По договору с другими князьями они имеют право наказывать врагов и шпионов, грабить или обращать в рабство купцов, которые путешествуют по их стране без их разрешения, и не считается жестокостью приговаривать контрабандистов к смерти. Наконец, они занимаются бескорыстным гостеприимством, которое они предоставляют тем, кто ищет их покровительства.

Образование ребенка, порученного воспитателю, дает последнему очень немного кроме права и титула приемного отца. [149]

Также, поскольку этот народ очень мстительный, дворянин, который запятнал себя убийством князя, стремится любым способом похитить ребенка из фамилии убитого, чтобы вырастить его. Это единственный способ уберечь себя и своих родственников от смерти. Путешественники рассказывали нам, что для подданного похищение и воспитание юного князя есть единственный путь к приобретению дворянского звания. Согласно общепринятому мнению, ребенка необходимо воспитывать вдали от родительского дома.

Девочки воспитываются их матерями. Они обучаются вышивать и шить одежду для будущего супруга. Дочери рабов получают такое же образование и соответственно их прелестям, продаются по цене от 20 до 100 фунтов стерлингов и больше. Эти девочки-рабыни обычно грузинки.

Сразу же после рождения девочку обтягивают широким кожаным поясом. Этот пояс остается на месте до тех пор, пока не порвется под усилиями растущего организма, и в этом случае заменяется другим. Повторением этого метода девочкам придают весьма изящную фигуру. В первую брачную ночь муж разрезает кинжалом этот пояс — обычай, который часто приводит к трагической развязке.

Выходя замуж, женщина дарит своему будущему мужу оружие или кольчугу. В дальнейшем не допускается, чтобы он ее видел или жил с ней без соблюдения великой скрытности. Эта сдержанность соблюдается в течение всей жизни.

Черкес позволяет иностранцу нанести визит его жене, но при этом нельзя, чтобы муж сопровождал иностранца во время визита.

Отец делает подарок дочери в день бракосочетания, но самый большой подарок она получает в день рождения ею первого ребенка. В этом случае она разрешает ему нанести ей визит и получает остальную часть приданого с платьем, которое носят замужние женщины, отличительным признаком которых является вуаль. До этой поры одежда женщин во многом сходна с мужской, за исключением того, что ее плащ длиннее и обычно белого цвета — цвета, который никогда не носят мужчины.

До вступления в брак юноши и девушки свободно общаются во время увеселений, организуемых на их праздниках. Перед началом бала юноши демонстрируют свое искусство в различных военных упражнениях. Самый ловкий получает право пригласить на танец самую красивую девушку.

Их музыкальные инструменты — это флейта с тремя отверстиями, мандолина и тамбурин. Их танцы похожи на азиатские. Па в танце очень трудные, но зато очень грациозные.

Черкешенки участвуют в решении общих дел нации. Они гордятся храбростью своих мужей и оплакивают павших в бою. Они проявляют большую заботу о вооружении своих мужей. [150]

Вдовы рвут на себе волосы и царапают лицо в свидетельство их скорби о павших. Мужчины также придерживаются этого обычая, но они проявляют выдержку и сохраняют спокойствие при гибели их жен и родителей.

Жилище черкеса состоит из двух хижин, чтобы муж и жена могли жить раздельно. Одна из хижин отводится мужу и служит для приема иностранцев. Другая занята женой и другими членами семьи. Двор, в котором находятся лачуги, окружен изгородью.

Вся семья собирается вместе во время обеда. Их пища проста, состоит из небольшого количества мяса, пасты из пшенной муки и напитка, приготовленного из перебродившей пшеницы.

Черкесов часто обвиняют в клятвопреступлении и нарушении верности договорам. Но, говорят, в течение последних лет вероломство у этого народа не обнаруживается.

Некоторые говорят, что религия у этого народа первобытная, но она успешно вытесняется сейчас христианством и исламом. В настоящее время у черкесов не наблюдается никаких видов культа. Они одинаково нарушают все положения как Библии, так и Корана. Их храбрость, о величии которой они так тщательно заботятся, не есть результат их религиозного страха. Как и все варвары, они верят, что все зависит от случая и является следствием отдельных поступков. В одной стычке с русскими был убит черкесский князь. Моздокский казак, знакомый с суевериями черкесов, подбежал к трупу, вырвал сердце, побежал к реке, тщательно вымыл сердце и бросил его в течение реки с самыми ужасными проклятиями. Он думал, что это его действие обеспечит победу русским.

В одной акции против русских они прибыли на поле боя, двигая перед собой нечто вроде барабана, наполненного хворостом, шерстью и другими мягкими вещами, и покрытого шкурой. Эти машины были подвижны, отражали ядра и предохраняли их от какого-либо урона. После длительного боя, в котором русские потеряли много людей от огня противника, они пошли на эти ретраншементы в штыковую атаку и вынудили черкесов отступить. (Граф Ф. Сегюр, посол Франции при дворе Екатерины, в своих «Воспоминаниях» пишет, что шейх Мансур научил кабардинцев и других горцев изготавливать подвижные брустверы из телег, наполненных хворостом и землей. Их эффективность оказалась очень невысокой. — В. А).

Черкесы не имеют своего письма для отражения своего языка. Те из них, кто умеет писать, прибегают к использованию арабских букв. Говорят, правда, что на древних гробницах, которые находятся в горах, есть надписи, которые в настоящее время непонятны. Их князья утверждают, что имеют старинные книга, содержащие древнюю историю их страны. Возможно, эти книги являются именно теми священными манускриптами, которые были оставлены христианскими священниками мусульманам, которыми они были брошены вследствие успехов их религии. Поэтому (вследствие отсутствия письма. — В. А.) невозможно даже строить предположения и невозможно узнать ничего положительного относительно древней истории этого народа. По имени, которым они сами себя называют — адыги, возможно, что это [151] агеды, которых Плиний упоминает как один из кавказских народов. Позднее они, кажется, были включены в число многих народов под именем аланов, которые были покорены гуннами, а затем хазарами — нацией татарского происхождения, в которую они вошли под названием «кабары». Император Константин сообщает, что эти кабары, составлявшие часть племени хазар, взялись за оружие и начали войну. Племя разделилось на два войска; одно осталось по соседству с Персией и составило большую часть Иберии, другие объединились с венграми и укрепились на границах с херсонеситами. От них и произошло название речки Кабарда и развалин Черкес-Кермена возле древнего Херсона. Пейссоннель говорит, что в венгерском языке есть много черкесских слов; он говорит об этом в историческом трактате, в котором приводит примеры и также излагает традицию о происхождении черкесских князей.

Вот это предание: «Они, черкесы, ведут свое происхождение от князя Кесса, который в давние времена жил в Крыму. Этот князь имел двоих сыновей — Инала и Шаомбока. Сыновья старшего, Инала, имели многочисленное потомство, но все они были истреблены в конце прошлого столетия во время всеобщего восстания нации, вызванного их жестокостью. От самого младшего сына Инала происходят нынешние князья кубанских черкесов, а три фамилии, которые правят Кабардой, происходят от Шаомбока. Князь Кесс и его ближайшие потомки были деспоты, но увеличение численности их фамилии и уменьшение власти привело к созданию смешанного управления, которое существует и в настоящее время».

В течение VIII-ХII веков черкесы упоминаются русскими и греческими историками под именем казаков, которое дали им их соседи — осеты. Арабы называли их мамлюками, грузины — черкесианами, татары и европейцы — черкесами и чиркасами. После крушения Хазарской империи они, хотя и сопротивлялись, были покорены арабами, которые господствовали в Персии. К концу XVI века они стали трибутариями России.

Крымские ханы, установив господство над их страной, потребовали от них небольшой дани в знак подданства, но ханские офицеры, собиравшие дань, обнаглели и оскорбили жен и дочерей черкесов. Черкесы собрали войско, перебили сборщиков дани и затем уничтожили армию татар в 30 тыс. человек, которые были посланы ханом для наказания отступников.

Говорят, у них есть два присущих только им обычая. Первый — это избегание мужчинами под страхом позора разговора со своими женами на виду у других людей, в результате чего два пола как бы разделяются на два общества. Другой — это воспитание детей мужского пола преимущественно не родителями, но чужими людьми; девочки же воспитываются их матерями.

Если, как считают некоторые, черкесы могли существовать на Кавказе со времен весьма отдаленных, то эти обычаи могут служить доказательством в пользу баснословных историй, сообщаемых нам относительно амазонок и гаргареев, которых древние географы помещают именно в тех местах, которые ныне заняты черкесами. То, что говорят, будто амазонки отрезали себе грудь — это выдумки греческих этимологов. Скорее, это слово происходит от черкесского «маза» — луна, которая является древнейшим божеством черкесов.

(пер. В. Аталикова)
Текст воспроизведен по изданию: Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков. Нальчик. Издательство М. и В. Котляровых. 2010

© текст - Аталиков В. 2010
© сетевая версия - Тhietmar. 2014

© OCR -
 Станкевич К. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
©
Издательство М. и В. Котляровых. 2010