№ 746

1773 г. декабря 3. — Письмо царя Ираклия II кап. Львову об усилении враждебности к Грузии со стороны турок и лезгин после возвращения русского корпуса в Россию и о необходимости принять Грузию под покровительство России и снова прислать русские войска в Грузию

/л. 251/ ПЕРЕВОД (Подлинник см. док. № 745) С ПИСЬМА КАРТАЛИНСКАГО И КАХЕТСКАГО ВЛАДЕТЕЛЯ ИРАКЛИЯ К КАП. ЛЬВОВУ.

Высокоблагородный и высокопочтенный господин капитан,
мой милостивый государь Иван Лаврентьевич.

Вашему высокоблагородию совершенно известно, в каких печальных и опасных обстоятельствах находятся наши и всей Грузии дела. С самаго того времяни, как всем-шей великой государыни нашей корпус, по нещастию нашему, вышел из Грузии, лезгинцы и турки умножили и усилили еще наиболее вражду свою против оной и стараются ежедневно всякими образы причинять нам вред и раззорение.

Я прошлаго еще года уведомлял вас, какия бедствия имели воспоследовать по выступлении Российскаго /л. 251об./ корпуса, и о том же и всевысоч-шему ея и. в. двору доносил чрез брата моего и чрез сына моего, однако ж и поныне на оныя мои прошении не получал я резолюции, и по таким обстоятельствам область моя приходит ежечасно в упадок и раззарение.

Со всех сторон нападают на мое владение турки и лезгинцы, и мне моею персоною находиться везде и обороняться от них совсем невозможное дело, а сыновья мои и подданныя мои по возможности чинят им супротивление; ваше высокоблагородие изволите знать, что я не имею столь довольнаго числа войска, чтоб одними собственными моими способами мог обороняться и защищать себя от всех варваров, кои гораздо превосходят меня силою и для защищения /л. 252/ своего закона делают вспомоществование друг другу.

Я нахожусь ныне в таких обстоятельствах, что усердно желаю, чтоб ея и. в. всемилостивейшая государиня соизволила одного меня наказать, буде учинено мною какое преступление, нежели всевысоч-шаго ея величества покровительства и защищения от варварских рук лишены были Картлия, Кахетия, Имеретия и вся Грузия.

Вы, видя со всех сторон нападающих на нас неприятелей, хотя и завсегда обнадеживаете нас, что от ея и. в. оставлены мы не будем, и мы имели и имеем, да и вперед завсегда будем иметь надежду, и безсомнения ожидаем, что /л. 252об./ великая монархиня неоставит нас, своих рабов, но однако ж, ежели на представленныя мною прошения не получу я милостивую резолюцию и до будущаго лета не приидет Российской корпус к нам на помощь, то неминуемо воспоследует все то, как я с высокобл-ем пред сим изъяснился. Вашему высокоблагородию известно, что я, по повелению всем-шей государыни, не щадил ни самого себя, ни подданных своих против неприятелей, и потому на бога и на ея и. в. имею я упование. [899]

В Протчем прошу ваше высокобл. приложенный при сем наши письма отправить ко всевысоч-шему двору и о чем я и царь Соломон объявляли и просили вас, о том /л. 253/ обстоятельно всевысоч-му двору представьте с вашей стороны.

При сем ваше высокобл-ие прошу еще, так как вам все здешния обстоятельства с основанием известны, ради единаго бога и ради многолетия ея и. в. здравия употребить старание ваше за всех нас, в здешних областях находящихся христиан, дабы могли мы нынешную зиму получить милостивую резолюцию по посланным нашим прошениям.

Вашего высокоблагородия наивернейший друг Иракли.

30-го декабря (Ошибка переводчика. Должно быть «3 декабря», как явствует из подлинника)
1773 года.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1769-1770 гг., оп. 110/2, д. 13, лл. 251-253. Перевод с грузинского (Опублик. См.: Грамоты, I, с. 391-392).