№ 580

1771 г. июля 5.-План кампании 1771 года, составленный ген. Сухотиным

План

Компании в Азии 1771 года российскаго императорскаго корпуса, с силами християнскими подпокровительством онаго воющими, против турок предложен к произвождению в действо в Грузии июня 20 дня на рандеу в Халтубане (В Хелтубани совещание состоялось 15 июня 1771 года, а не 20), двум царям кахетинскому и карталинскому Ираклию и меретинскому Саломону, генерал майором Сухотиным.

* * *

Прежде нежели о завоевании чужиой земли помышлять, должно нам неприятеля удалить от своей, изженением его из крепости Поти, которой самой заградим ему вход, лишим его двух княжеств: Мингрелии и Гурии, разделим его способлящими кавказцами и, примкнув линии своей фланг к твердой опоре, учинимся властителями берега Чернаго моря.

* * *

К намерению сему приступить мислю я образом следующим: российскому императорскому всемилостивейше вверенному мне корпусу, состоящему из войск регулярных, взять ту осаду на себя, а всем силам христианским, во время упражнения той, взять на себя его прикрывать.

* * *

Его светлости, царю Ираклию выступить из Тифлиса 20 числа июля, в числе десяти тысяч с восмью пушками, [653] которыми владет[ел] получит в помощь своим пятнатцать каланиров, отделиться от своей границы в неприятельскую землю сколько можно далее, перерезать с лезгинами сообщение и производить оному действиями /л. 2об./ на Ахалкалаки, Карс и Ахалцих пренаисильнейшую диверсию, нанося грабежем, зажиганиям деревень и около их хлеба, отогнанием скота, колоненыем людей, предь навлекая на себя все силы, сколько можно; когда ж оныя на него пойдут, уклоняться к своей границе, действуя оборонительно; сколь же скоро будет от них покинут, итти сызнова на него наступательно, дабы такими его светлости движениями оной был чувствительно занят и не мог никакой зделать осажденному городу выручки; в таком употреблени[и], чтобы лезгины не впали в землю его светлости сзади, не освободили б неприятеля слечением его к собственному защищению, оставить три корпуса: два, каждой по две тысячи, а третей, в трехстах человеках, под хорошим предводителем, которому все ущелья велеть занять; одному стоять в Кахети, другому в Борчале, а последнему в Горях.

* * *

Царю Имеретинскому Соломону выступить из Багдата, то ж в одно время, в числе шести тысяч, занять горы и ущелья, разделяющия с Ахалцихом; свое подкрепление пехотою и при действиях, равных царю Ираклию всех мест, пуще утеснят Ахалцих, притом, смотреть, ежели бы на меня, на мой магазин и мосты часть отделил или сам весь пошол, то его светлости или всем, или частью своих войск нападать ему в зад.

Гуриел[у] в своей земле захватить все проходы от Трапезонта, от моря и от Ахалциха прикрывать; /л. 3/ отнюдь не пропуская ко мне и уведомляя меня о всем, притом, ежели увидит способ, действовать и наступательно, воля не отъемлется, толко б всегда я им был закрыт и проходы не покинуты.

* * *

Дадиану, менгрельскому владельцу, собрать свое войско, то ж самое 20 число; прикрывать частью их свою землю [с] Имеретию, корпус и мосты от абагазынцов. Другие же с ним самим при мне быть, его ж должностью правой берег Риона до Целикари угатить так, чтоб я мог мосты зделать под самом Поти; и иметь правым берегом, с Кутаисом, коммуникацию, которым теперь, как состоит в болоте, не можно.

* * *

Всем сим войском иметь провианта с собой, не надеясь на неприятельской, на шесть недель, дабы за оным покинуть никто не мог своего места и уничтожить весь мой план нынешней компании.

* * *

Когда бог поможет нам повергнуть ключи города Поти к стопам ея и. в., тогда откроется дорога в наследныя неприятельския земли свободная и тогда, как мы будем в [654] состоянии, действовать общими силами, ибо ничто препятствовать в соединении их не будет, нанесем ему великой удар.

* * *

Как всякой владетель действует, имея за собой свою землю в убежище, в помощь и в сохранение, не подвергается никоторой никакой /л. 3об./ опасности и никакому убытку, требуется точное безотговорочное исполнение.

* * *

Как ея и. в. корпус посвящатся будет их услугам, ибо российской империи польз своих никаких здесь не обретается; должны затем все оному корпусу единодушно всякую помощь, со всякою скоростию показывать, однем сим довольно себя могут зделать милости высочайшей достойными.

* * *

Ежели неприятель захочет Ахалцих в оборону оставить гарнизону, в разсуждении, что силы грузинския в стенах преодолеть не будут в силах, сам пойдет весь ко мне, тогда царям Ираклию и Соломону, тот гарнизон их числом нужным облежа, следовать ко мне вслед на помочь.

* * *

Как российскаго корпуса поступки основаны на аккуратном исполнении плана, с силами христианскими то, чтоб которой ни есть владетель, чего тому противно не учинил и не подверг опасности, сверх присяги требую в аманаты ближных родственников.

* * *

Сей план чтоб совершенно каждым исполняем был, подписать [с] приложением к нему своих печатей и своих, во убеждение совести, присяг.

Генерал-майор Сухатин.

Июля 5 дня 1771 году.
Из лагеря при Кутаисе.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1770-72 гг., оп. 110/2, д. 24, лл. 2-3- Подлинник.

(План сопровождается рапортом генерала на имя императрицы и ведомостью от 5 июля 1771 года. В ведомости показаны число людей в корпусе – по штату 3644 чел., налицо – 3164, а орудий -21 (там же лл. 5-6))