№ 510

1771 г. января 23. — Ответная записка посланнику имеретийского царя кн. Квинихидзе об освобождении Тотлебена и назначении на его место ген. Сухотина, а также предложение царю Соломону прекратить вражду с Дадиани, который готов участвовать в борьбе против общего врага — Турции

/л. 46/ ЗАПИСКА, КАКОВА ДАНА БЫТЬ ИМЕЕТ ПРИСЛАННОМУ СЮДА ОТ ИМЕРЕТИНСКАГО ВЛАДЕТЕЛЯ

По всевысочайшей ея и. в. повелению объявляется присланному ко двору ея величества от его св-сти имеритийскаго царя Соломона кн. Квенихидзеву.

Ея и. в., снисходя на всеподданнейшее прошение предводительствующаго в Грузии здешними войсками ген.-м. гр. Тотлебена, всемилостивейше повелеть изволила назад его отозвать и к сей должности назначить ген.-м. и кавалера св. Георгия Сухотина, о чем с сим генералом отправляется всевысочайше ея и. в. граммата к его св-сти царю Соломону. /л. 46об./ Он, кн. Квенихидзев, будучи сюда прислан по случаю отлучения гр. Тотлебена, в исход 1769-го года, из Имеретии, на что однако же, самая необходимость поступить принудила затем, что там никакого пропитания для войск приготовлено не было, отпускается при сем обратно для того, что потом гр. Тотлебен, когда способы приискал к содержанию порученнаго ему корпуса, не оставил очистить уже Имеретию от неприятеля, отняв у него и все города, в сей области лежащия.

Таким образом со всевысочайше ея и. в. стороны действительное пособие царю имеретийскому /л. 47/ оказывается. Напротив того, к сожалению, здесь уведомленось, что он вместо того, дабы, соображаясь с великодушным ея и. в. немерением, употреблять всю свою возможность к произведению против общаго всего христианства неприятеля, но того ж самаго и в особенности для Имеретии, достаточных поисков и тем приобресть себе вящшее ея и. в. благоволение, заботиться о покорении единовернаго мингрельскаго владетеля Дадияна, [554] потому только, что напредь сего сии князья от имеретийских царей зависели, чем Дадияну и препятствует в составлении /л. 47об./ общественнаго со всею протчею Грузиею против неприятеля дела, не смея он из мест своих никуда отлучиться.

Весьма несправедливо было б, чтоб российския имп. войска употреблялись для утверждения в Имеретин безопасности и покоя тогда, когда собственной владетель в том не участвует.

Ежели в самом деле правда, что от даря Соломона происходит продолжение несогласия его с Дадияном, то такого поступка здесь от него отнюдь не ожидалось, а напротив того, чаятельно было, что он протчим уважениям, какия бы ни были, предпочтет славу быть некоторым образом всей /л. 48/ Грузии соединителем на подвиг достохвальной против магометанства, а особенными своими притязаниями или совсем будет жертвовать общей Грузии пользе, или по крайней мере отложит разобраться в удобнейшее время, не причиняя тем ныне внутренняго неустройства.

Предводитель войск ея и. в., в Грузии находящихся, будет его св-сти царю Соломону не только подавать советы, касающияся к существенной его и владения его пользе, но и в предприятиях, которыя он в следствие того начнет, и действительно /л. 48об./ подкреплять, а когда его св-сть и впредь, единственно по своим побуждениям, поведение свое располагать станет, он должен будет уже и пред своим потомством в том ответствовать, что имел случай благополучнейшей к доставлению Имеретии наилутчих выгодностей, но пропустит оной для самых маловажных причин.

По значительным и многим победам, одержанным в разных местах оружием ея и. в., заключение и мира не может быть удалено, потому с стороны имеритийскаго царя и остается как наискоряе стараться /л. 49/ действительно заслужить, чтоб об нем с его областию полезное положение учинено было, когда дело дойдет до примирения, и тем навсегда судьба Имеретии в безопасности утвердилась.

Кн. Квенихидзеву надлежит о всем том по возвращении своем его св-сти имеритийскому царю внятно представить.

В Санкт-Петербург, 23 генваря 1771 года.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1768-1771 гг., оп. 110/2. д. 5, лл. 46-49. Подлинник (Опублик. см.: Грамоты, I, с. 272-274).