№ 249

1770 г. апреля 5. — Доношение кн. А. Моуравова гр. Н. И. Панину о причинах недоверия царя Соломона к эриставу Рачинскому Ростому, Дадиану и Гурнелю; о заявлении имеретийского католикоса Иосифа о намерении царя Соломона выступить к Ахалциху после утверждения мира с кн. Дадиани

/л. 428/ Сиятельнейший граф, милостивейший государь.

Между владетелями имеретийскими Соломоном и Дадианом происходит и поныне несогласие; притчиною сему то. что Соломон попавши[х] в [его] руки кн. Эристова и сына его Георгия, шестой месяц содержит скованных и владением его завладел, а ныне пред недавным времянем обеих их ослепил, и чрез то против прежняго в разсуждении имеретинских владетелей стал гораздо сильнее. /л. 428об./ Дадиан и Гуриел, оба и вместе соединясь, однеми собственными своими силами Соломону знатнаго вреда зделать не в состоянии: ибо он храбростию и отважностию своею превосходит их, для того и ищут всегда помочи у турков и их партию держат, опасаясь, чтоб со временем и им не подвергнуть себя такому нещастию как и оной Эристов. Напротив того и Соломон опасается, ежели [554] допустить Дадиана оказать услуги при настоящей войне, по всевысочайшей ея и. в. грамматы, чтоб он от ея и. в. преимущество над ним не получил; ибо Дадиан владением превосходит его. Неоднократно всевысоч. ея и. в. именем уверял я Соломона чрез нарочно посланных, чтоб он сего не опасался и не терял бы такое драгоценное для него время, где может себя и потомков своих вечно щастливым зделать, а старался б помириться с Дадианом и от всех претензий отстать; ибо, как Ираклий уверяет, не хочет до тех пор зделать мир, пока Дадиан не уступит ему некоторую часть из своего владения за то, что деревни его разорил, о чем вашему высокогр. с-ву /л. 429/ 12-го октября 1769-го года с глубочайшим моим почитанием донесть честь имел, и от того времени происходят между ими одне переписки.

Соломон получа, до прибытия в Грузию леиб-гвардии кап-пор. Львова, от меня письмо, которым уведомил, что Ираклия, за его преданность и усердие, ея и. в. соизволили восприять в число кавалеров святаго апостола Андрея Первозваннаго, и посланы к нему знаки ордена и пять тысяч войска, присылал брата своего Иосифа, имеретийскаго каталикоса, прошедшаго 15 марта в Грузию, местечко Сурам, где поблизости госп. ген.-м. гр. Тотлебен с командою лагирем стоял, разстоянием от Ахалциха два дни, а до турецкой границы половина дни езды, объявить ему и мне, что он желает оказать услуги при настоящей войне и чрез то удостоиться всевысочайшаго ея и в. покровительства и с своим войском помарширует без потеряния времяни из Имеретии прямо к Ахалцихе и там соединится; во сколько ж тысячах оное состоять будет, того сказать не мог, ибо не знал точно, сколько Соломон /л. 429об./ намерен взять с собою; притом обнадежил что и с Дадианом помирится, просил меня куда надлежит представить о сем, и чтоб не лишен был он монаршеской милости пятидесяти тысяч рублев, которые в всевысочайшей ея и. в. граммате к нему написаны и которых ни на что другое употреблять не будет, как на одно только содержание войска своего. Все сие письменно обязался я исходатайствовать ему, ежели он при настоящей войне станет стараться причинить вред туркам и окажет ея и. в. услугу.

Ираклий без сумнения надеется, когда Соломон утвердит мир с Дадианом, вооружить и его против турков. Что ж принадлежит до Гуриела, то и он неотменно принужден будет на то согласиться.

Соломон нещастлив тем, что беднаго состояния человек, да и вообще все имеретийцы, слабаго разсуждения и потому ни х кому доверенности не имеют, а лишивши владения вышепредставленнаго Эристова, потерял больше кредит и зделался чрез то опасным для протчих имеретийских владетелей. /л. 430/

При сем с глубочайшим моим почитанием вашему высокогр. с-ву донесть еще честь имею, что к Дадиану и Гуриелу письмами делал увещания и копии со всевысоч. ея и. в. грамматы послал, но от них никакого ответу и поныне не получал. А ныне на сих днях ис отверстой и адресованной ко всем вообще имеретийским владетелям ея ж и. в. грамматы, которою им увещание чинится, переписав, копии разослать имею по [555] всей Имеретии, исключая во оных имя кн. Эристова, которой никаких уж услуг оказать не может.

Поручая себя в милостивое покровительство вашего высокогр. /л. 430об./ с-ва с моею глубочайшею преданностию и со вседолжнейшим почитанием называться честь имею.

Милостивейший государь, вашего высокографск.
с-ва всепокорнейший и всенижайший слуга
кн. Антон Моуравов.

Апреля 1770 года.
Лагир при деревне Квишхети.

АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1769-70 г. г., оп. 110/2, д. 13, лл. 428-430. Подлинник (опублик. см. Грамоты. 1, с. 218- 220).