№ 219

1769 г. декабря 31. — Рапорт кизлярского коменданта Неимча в ВК о приготовлении дополнительных войск для усиления отряда ген. Тотлебена в Грузии [501]

/л. 305/ ПО СЕКРЕТУ.

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВОЕННУЮ КОЛЛЕГИЮ

(Сверху отметка: «1770 марта 6 дня»)

от полковника и Кизлярского
коменданта Неймича.

Репорт

Из отправленнаго от меня от 13-го декабря репорта, чаятельно ГВК усмотреть благоизволила, что по полученным мною как от возвратившагося из Грузии дворянина Чорина, так владельца Малой Кабарды Расланбека Таусульанова и посыланнаго из Моздока для осмотра до Грузии дороги дворянина ж Тамазина известиям оказалось, что в горах выпали великия снеги и пройти никоим образом не можно, отправлением в Грузию собравшихся в Моздоке трех Оренбургского драгунскаго и пехотной рот, также артиллерий и казаков, удерживался, но на сих. днях и паки получены мною от госп. ген.-м. и ковалера графа Тотлебена сообщении, которыми он, присылая к препровождению оных наряженных к нему в сикурс команд, Уфимскаго драгунского полку вахмистра Шаукеля и потом гусарскаго полку порутчика Зорная, требовал, чтоб неотменно те команды к нему отправлены были, которые, а особливо порутчик Зорнай приезжая в Кизляр по ордеру моему из’яснился, что и нынешний временем в Грузию тем командам пройти возможно, а единственно в одном месте чрез большую гору лежит снег велик, однако ж, по приглашению ево. госп. ген.-м. и ковалера гр. Тотлебена, для проходу сим командам дорога прочищена быть имеет тамошними жительми, почему принужденным нашелся я:

1-е) Наряженные и состоящие при Моздоке команды, то есть Оренбургского драгунскаго полку /л. 305об./ три роты, пехотную одну, а равно артиллерию в Грузию к нему, госп. ген.-м. и ковалеру гр. Тотлебену, отправить и данным от меня Оренбургскаго полку секуд-майору Жолобову ордером приказано, действительно, из Моздока в самой марш, 4-го числа ген- варя, выступить.

2-е) Гусарскаго полку, как ис того моего репорта ГВК усмотреть уже изволила, роты за расположением по форпостам и за больными, а потому особливо, что люди здесь оставались все ис престарелых и раненных, командировать мне было совсем не ис чего, но как госп. ген.-м. и ковалер Демедем возвратившись ис похода с корпусом в квартиры, отпустил мою команду, весь оной гусарской полк, в таком случае одна полная ис того полку рота при капитане Тотине к реченному госп. гр. Тотлебену отправлена и люди выбраны лутчие, которые на будущей, 770 год всею потребною аммунициею снабдены .причем и настоящую в Грузии роту аммуниция послана в натуре, оная ж рота ис Кизляра к Моздоку точно выступила 26-го декабря.

3-е) Донских казаков, хотя прежде и назначено было командировать двести человек, но понеже в разсуждении, что в реке Терке вода течение имеет в самых берегах и многие оказались мели, чрез которые весьма свободно пройти можно и пещему, и, дабы предупреждать от побегов здешних [502] аульных нагайцов, кои хотя несколько на сей раз по объяснению им от меня, что оне, будучи подданныя ея и. В рабы, все налагаемую тягость, чего нынешнее военное время требует, сносили б без роптания, признав то за самую справедливость и успокоились, однако ж, чтоб самым делом не подумали они делать побегов, обнадежитца не можно — на учрежденные ниже Кизляра к фелдшанцу фарпосты ис той донской команды /л. 306/ казаков прибавлено, да и вновь от фелдшанца ко взморью по осмотру моему учреждены четыре форпоста, к чему употреблено семдесят восемь человек, толикаго числа командировать ,стало быть, не ис чего, а единственно командировано сто пятьдесят человек, кои при походном того войска полк. Денисове и отправлены.

4-е) На четыре состоящие при означенном госп. ген.-м. и ковалере гр. Тотлебене трехфунтовые пушки, принадлежащей снаряд, также на ковалериские и пехотную роты и на казаков при нем же находящихся колико пороха, свинца и кремней отправлено, о том прилагаетца при сем ведомость, а что касаетца до значившаго в ней холста и протчаго, то: 1-е — Холста шесть тысяч аршин послано, вследствие требования ево ж госп. генерал майора, 2-е — Бумага отправлена на деление кавалерийским и пехотной ротам, также и казакам патронов, 3-е — Бумага ж и сургуч на производство письменных дел послана по требованию ево ж, а хотя и долженствовало отправить настоящие в картузах заряды, но по неимению ящиков, и дабы картузы не могли перетеретца и потому притти к действию неспособность, отправлен порох в бочках, ядры в кулях, а на картузы посланы сшитые мешочки.

5-е) Под своз всего онаго и протчаго, также при ротах амуници и других тягостей и провианта заготовленнаго в сухарях, командировано аульных татарских лошадей с арбами сто восемьдесят две, а подо что имянно оне употреблены, о том прилагаю при сем выметку. Сверх же того, под своз артиллери в разсуждении, что донские казаки имеют при себе по две лошади, приказано употребить их лошадей, коих и опреде[ле]но шездесят три, на которые и выданы /л. 306об./ вследствие присланнаго ко мне от госп. ген.-м. Астраханского губернатора и ковалера Бекетова ордера, полагая по проезду на четырнатцать дней денег на каждой день лошади по осьми копеек, а для препровождения аульных татар при обратном, от грузинских границ сюда, прое[з]де командирован Кизлярскаго втораго баталиона порутчик Шатченин, коему дано в конвой казаков пятьдесят человек, а дабы оне безвредно обратно проехать могли и от горскаго народа задерживаемы не были, на плате ж за пропуск куплено и отдано тому порутчику холста тысяча аршин и на все то денег употреблено девятьсот пятьдесят один рубль тритцать четыре копейки, кои и записаны в росход на щет порученной оному госп. ген.-м. и ковалеру гр. Тотлебену экспедиции.

6-е) Для вспомоществования находящемуся при нем же лекарю командирован и отправлен из Уфимскаго полку подлекарь Касагов, а что касаетца до требования ево, госп. графа, в присылку капитанов, то госп. ген.-м. и ковалер Демедем на сообщение мое отозвался, что при том полку афицеров не достаточно и командировать некого, с котораго сообщения для обстоятельнаго усмотрения представляю при сем копию.

7-е) А понеже госп. ген.-м. ковалер астраханской [503] губернатор присланным ко мне ордером дал знать, что к нему ж, госп. ген.-м. и ковалеру гр. Тотлебену, на ремонтную и фуражную сумму с командированным из Астрахани ундер-афицсром прислано быть имеет сюда денег серебряной монеты десять тысяч рублев, но как доныне оные сюда еще не доставлены, а напротиву того ему, госп. ген.-м. в деньгах настоит /л. 307/ крайная на добность, при гражданской же канцелярии вошедших в конфискацию червонцов имелось пятьсот семьдесят, то оные, а к тому еще и собранные от купцов заимообразно серебреные деньги всего две тысячи семьдесят рублев, а по исчислению червонцов каждой в два рубли в пятьдесят копеек, всей суммы сочинило четыре тысячи рублев отправлены, вместо которых толикое ж число для возврату во оную ж канцелярию и купцам удержано быть имеет ис помянутых следующих сюда десяти тысяч рублев, а как означенным червонцам по неизвестности настоящей цены положена оная в два рубли и пятьдесят копеек каждому, но в Грузии чаятельно оне могут быть дороже, в таком случае, по какой цене оне там в расход выдут, требовано мною от него, госп. генерал-майора, уведомления, по получени котораго по той цене, какова от него об’яснена будет и деньги за них удержаны быть имеют.

Что же касаетца до отправления оных команд ныне, а не прежде, то ко отправлению их приступить препятствовали мне следущия обстоятельства, ибо 1- пехотная рота по возврате ис корпуса госп. ген.-м. и ковалера Демедема в мундире и аммуниции так была неисправна, что люди почти наги и босы состояли и послать в такой дальной путь было не можно; 2-е — состоящие в Оренбургских драгунских ротах лошади от дальнаго до Моздока перехода в такой худобе оказались, что их далее к походу употребить нельзя и 3-е — как по известиям оказалось, что в горах выпали великие снеги и командам проходить невозможно, то я и пред удерживался их отправлять, дабы людей /л. 307об./ и лошадей не привесть в большое изнурение или еще без времени от крепких морозов не поморить, но как он, госп. ген. и ковалер гр. Тотлебен неоднократно в присылку их к себе требует, а сверх того, к препровождению прислал и нарочнаго означеннаго порутчика Зорная, которой объявил, что и ныне следовать в Грузию можно. А между тем, пехотная рота в мундире и амунице исправлена, следовательно, и состоящие в Оренбургских ротах лошади кормом поправлены, как им с самого прибытия производилось в сутки овса по пяти гарнцов, а сена по пяти фунтов, которое покупалось привозимое кабардинцами от десяти и в двенадцать копеек пуд. В таком случае все оные роты, артиллерия и казаки ныне и отправлены и по собрании в Моздоке действительно 4-го числа генвары в поход выступят, а на путевое продовольствие выдано провианта на людей сухарями на полмесяца, а на лошадей овса и сена на столько же, полагая в сутки лошади овса по пяти гарнцов, а сена по пяти фунтов.

Но как во упоминаемой пехотной роте оказались ружья и шпаги неисправныя, а к тому еще и из салдат три человека больны, которых никоим образом послать было не можно, в таком случае по посланному от меня в Моздок к секунд-майору Аникееву ордеру из состоящих там здешних баталионов рот ружья и палаши переменены другими, исправными, а те, что были при оной роте, поверстаны в здешней гарнизон, следовательно, на место больных солдат три человека [504] выключены ис тех же состоящих в Моздоке рот, а больные причислены в те роты, о чем ГВК репортую.

Полковник Иван Неймч.

№ 2003
В 31-де декабря
1769-го года
Кизляр.

ЦГВИА, ф. 20, оп. 47, св. 245, д. 4, ч. І, лл. 305-307. Подлинник.