№ 89

1784 июня 3. [Карская область]. Письмо начальника крепости Агази Али-бега начальнику Шурагели Караману о приготовлениях Турции, Сулейман-паши и азербайджанских владетелей против Грузии

Копия * письма, писанного от начальника крепости Агази Карской области от Али-Бега и его двоюродного брата Махмад-бега к начальнику Шоратали Караману.

(* — В действительности это копия перевода с турецк. на грузинск.)

Брат мой, вы наказывали сообщить об обстоятельствах турецкого края. От султанского двора направлен сюда почтенный муж, которому приказано собрать войска Диарбекира и Мареша, а после прибыть к карскому паше. Он те войска собрал и пошел. В то время, когда он выступил, скончался арзрумский паша и в Арзруме начались беспорядки. По этой причине тот почтенный муж задержался. Султан пожаловал арзрумским пашой и тремя бунчуками Сулейман бега, который перед этим в Арзруме ведал таможней. В карскую область пришел приказ, сделать большие заготовления провианта и заготавливают. А если интересуется вестями, касающихся Турции, то знай, что с обеих сторон идут приуготовления и войска готовы, но войны пока еще нет, каждое (Разумеется войско) стоит себе обособлено. Если спросишь об азербайджанских обстоятельствах: до Сулеймана-паши дошли люди и словесные поручения хойского хана Ахмад-хана и других ханов. Они так писали и поручали передать устно: если от султана будет нам помощь, то всяким образом будем стараться быть в единении с ним и служить ему. Писанные так от всех письма были у сына Муса-хана. Он посетил Ахмад-хана и оттуда пошел в Ахалцихе и отнес эти письма Сулейман паше. А Сулейман паша те письма отправил ко двору султана. После этого Муса-хан и двое людей Ибреим-хана шушинского, из коих одного звали Асан-узбаш, были здесь и пошли в Ахалцихе к Сулейман-паше; у них были письма к паше и особо еще к султану. Как писали азербайджанские ханы, подобным образом написал и Ибреим-хан. Хойский [179] Ахмад-хан дал принести себе письмо и обещания Али-Мурад-хана и подобно письмам других ханов отправил его также к Сулейман паше, а этот тотчас-же отправил ко двору султана. Ханы всего Ирана смотрят на то, которая чаша весов будет тяжелее.

Перед этим, когда Халил-эфенди был у дагистанских начальников, всего Дагестана начальники заявили и написали следующее: с русскими и с грузинским царем у нас примирения никак не может быть, мы преданы и служим государю нашего вероучения. Если от государя будет нам поддержка и получим его приказ, то мы все соберемся и пойдем на Грузию. Находящегося в Ахалцихе сына Сурхава Хаджи Гараил-паши племянник, Курт-Махмада сын, направляющийся по поручению самых старших начальников Дагестана с этими письмами и для подтверждения данного обещания, сопровождал Халила-эфенди и пришел в Ахалцихе к Сулейман-паше. А здесь пустили ложный слух будто он, сын Сурхава едет в Каабу. Все прочие вести передать тебе мы поручили этому Махмаду. Он скажет тебе, поверь.

Устно передать поручено было вот что: ахалцихский Сулейман-паша все полученные от азербайджанских ханов письма и сына Сурхава препоручил своему доверенному человеку Дадагулу Агасию и отправил ко двору султана.

3 июня 1784.

Перев. с груз, составителя сборника; груз. ориг. хран. в Москве — ЦГАДА, ГАРИ, р. 23, д. 13, ч. 8, л. 132-132 об., а его ф-к. в ИР АН ГССР, ф. ЦГАДА № 357.

№ 89 а

*** [180] ***