№ 62

[1784 февраля вторая половина]. * Вост. Грузия. Запись устно переданного по поручению Ахмад-хана хойского Ираклию II, касающееся отношения к России и оставления в Нахичевани ханом Джапари-Кули-хана

(* — Датировано на основании сопоставления содержания данного документа с данными док. № 45 от 10 декабря 1783 г., № 54 от 15 января 1784 г. и № 59 от 15 февраля 1784 г.)

Хр. Ниже сего будет написано то, что Ахмад-хан поручил устно нам передать.

Хр. Тридцать два года как между нами длиться дружба. Столько времени прошло, как вы меня милостиво жалуете и я всегда желал вам служить и если в Азербайджане происходили подобные дела, всегда советовал обращаться к вам по той причине, что в настоящее время в Иране нет государя, наиболее родовитым и заместителем иранского государя являетесь вы; любое азербайджанское дело пусть решается по вашему слову и действию и вам пусть будет с того польза.

Кроме того, все что вы мне [через третьих лиц] передавали и советовали я всегда вас выслушивал и следовал вашим советам. Еще недавно вы мне советовали послать своего человека к генералу и мы по вашему совету послали. От главного визиря султана, от багдадского паши и от других пашей мы два-три раза получали письма и к нам прибывали их люди. Пишут и извещают, не следуйте русским, когда они говорят о дружбе, то обманывают вас, поход и войну готовят против вас. Наш государь (Т. е. турецкий султан) не жалеет милостей для вас, сколько войска и денег попросите, будет вам дано; но оставьте дружбу с русскими, ибо обманывают вас.

Мне и тавризскому хану писали и устно передавали: когда во времена Шах-Султан-Хусейна русские заняли Гилань, то тогда же [145] намеревались они ввести свои войска и в Грузию; и так как Грузия пограничная область нашей страны, предполагали оттуда осуществлять вражеские действия. Мы знали, что русские издревле наши враги и из осторожности, чтобы сии страны не перешли в их руки, потому учинили поход в Азербайджан и заняли области. Мы тогда это дело сделали не из вражды к вам, а по причине русских сочли для себя полезным и сделали. В ответ на сие я (Т. е. Ахмад-хан Хойский), мол, написал: пока со стороны русских ничего кроме дружбы не заметно; а если после мы узнаем о их враждебности к нам, тогда доложим султану и надеемся получить от них помощь.

И это еще поручили (Т. е. Ахмад-хан Хойский) передать нам (Т. е. Ираклию II): если российского войска больше того не прибудет, сколько в настоящее время у вас находится, то о русских делах мне ничего не говорите. У меня, в моей же стране, есть такие враги, что с помощью ли султана или же Али-Мурад-хана, но неразоренным меня не оставят. Вы с тем малым войском помочь мне не сможете, да и недостаточным будет для вашей репутации. А если от российского государя к вам прибудет достаточно войска и в полной силе, тогда я готов в любом деле быть с вами.

По поводу нахичеванского хана (Т. е. Ахмад-хан Хойский) — он поручил мне (Т. е. Ираклию II) передать: Я (Т. е. Ахмад-хан Хойский) столько лет вас знаю и остаюсь вам преданным другом, а Абаз-Кули-хан только малое время как пожелал вам служить. Если вы меня не променяете на Абаз-Кули-хана и, по приказу Али-Мурад-хана, посаженного мною Джапар-Кули-хана не отстраните от звания нахичеванского хана, то будет большая милость; если же нет, то воля ваша. Если пожелаете напишите и нахичеванскому народу и спросите, кого они предпочтут — Абаз-Кули-хана или Джапар-Кули-хана. Кого они вам назовут, того и утвердите ханом (Подпись отсутствует).

Перев. с груз, составителя сборника; груз. ориг. хран. в Москве — ЦГАДА, ГАРИ, р. 23, д. 13, ч. 8, л. 157-157 об., а его ф-к. в ИР АН ГССР, ф. ЦГАДА № 368, ф-отп. 1-2.

№ 62 а

*** [147] ***