203. Д. XXXI. Апрель, 1801 г.—Записка его с-ву вице-канцлеру кн. Александру Борисовичу Куракину от тайн. сов. Лашкарева:

В прошедший понедельник, то есть 15 числа сего месяца. с вечера, паки был я приглашен в [Государственный] Совет. в 9 часов утра; куда приехав, господа члены Совета, по собрании, говоря между собою, что Государь Император противного мнения в рассуждении Грузии, не желает никакого таким образом присовокупления, от известной в-му с-у персоны предложены [были] в переводе копии с бумаг, привезенных из Грузии двумя последними тамошними Полномочными Послами и Нота, вам уже известная, какую Полномочные по Аудиенции имеют намерение поднести высокому Министерству. Тут господин статс-секретарь Енгель начал по порядку читать все те бумаги, коих каждый пункт Совет со вниманием слушал,—и по прочтении рассуждал, что поелику в пунктах Ноты, которую полномочные намерены по Аудиенции подать, в каждом они пишут. что уже есть верноподданные Империи всероссийской, да как уже и манифест о принятии их в подданство обнародован, то и противно славе и достоинству высочайшего Двора оставить [225] то Царство и отдать на расхищение соседственным державам, а кольми пате Порте Оттоманской,—ежели она примет их в свое подданство и водворит там свой магометанский закон, тогда вместо пользы, которую мы со временем надеемся иметь, приняв Грузию в подданство, Порта, водворясь в ней, будет хозяйствовать и над всеми горскими народами, коих она уже почти три части ввела в свой закон, отчего нужно будет на линии усилить в-двое войска наши, да и тогда трудно будет обуздать сии народы, ибо Порта не оставит всячески поощрять их к шалостям на границы наши. Сверх того, Совет рассуждал,—что сами мы имеем подданных магометанского закона, кои, почувствовав власть Порты в тех местах, могут принять со временем другие мысли, да и о казаках наших, в разных местах обитающих, говорил, кто может уверить, что и они не поколеблются и, что во время войны с Портой, турки, будучи хозяевами Грузии, ополчат весь горской народ против России и сделают себе всюду открытую дорогу куда угодно, а потому необходимо и признал нужным как для принятия впредь предосторожностей против Порты, так и для сохранения достоинства Империи, по единоверию, принять Грузию по желанию ее в подданство.

А что Полномочные Послы упомянули Нотою, которая еще не представлена, то по оной, когда представлена будет, тогда можно особое сделать положение к принятию некоторых ее пунктов и к отвержению других. И по прочтении всех оных бумаг сделали изо всего журнал и, написав все, члены подписали, что по вышесказанным резонам Совет рассуждает за благо принять Грузинское Царство в подданство е. и. в., тем паче, что и манифест о том обнародован, а к господину Кнорингу послать повеление немедленно туда ехать и обо всем тамошнем положении к принятию народа в подданство и о желании его с оным немедленно возвратился к высочайшему Двору. По прибытии ж его и будут сделаны все нужные распоряжении.

Таковой подписанный журнал для поднесения е. и. в-у отдали господину статс-секретарю Енгелю.