184. Д. XXIV. Апрель, 1799 г.—Записка Министерству от ст. сов. Лашкарева об отправлении грузинского посланника князя Чавчавадзева восвояси.

На подлинной записке е. с. гр. Ф. В. Ростопчиным написано: опробовано

В прошлом 1796 году, когда грузинский посланник князь Г. Чавчавадзев с высочайшего позволения отлучался в Грузию, к Государю его, пожаловано было ему от всем/ щедрот на проезд и на снабжение в пути 3000 рублей, и в том числе половина серебром, а жене его княгине Чавчавадзевой, здесь с семейством остававшейся, производимо было от казны то ж оного князя, мужа ее, содержание, каким он пользовался от Августейших щедрот в бытность свою при выс. дворе.

Ныне ж как по всеподданнейшему прошению помянутого посланника угодно было е. и. в. снизойти на увольнение его в Грузию со всем его семейством, чтоб быть там при утверждении царя, его Государя, на царстве, потребно, по выше означенному примеру, выдать полугодовое его содержание, считая с 1 мая сего года, составляющее всего 5.220 р., и, сверх того, в рассуждении семейства его выдать ему ж на покупку дорожной кареты и коляски с семью повозками для свиты его 1800 р., да прогонов на 32 лошади, по расчислению от Санкт-Петербурга до Моздока за 2711 верст с 0,5, 1785 р. 28 к., и прибавочных до копейке на версту 867 р. 52 к., а за хорошее его пребывание и за особое его усердие, оказанное им к выс. престолу, пожаловать табакерку с вензелем е. и. в. ценою до 1200 рублей.

Жене его, княгине, мех соболий в 800 р. и серьги или часы в ту ж цену. Родной сестре его, которая в нашествие Аги-Магомед-Хана на Тифлис с прочими взята в плен, и оным посланником в прошлом году выкуплена, сюда привезена и отсюда с ним же отезжает,—неугодно ли из высокомонаршего милосердия пожаловать какую-нибудь вещь ценою до 400 р., или сию ж сумму выдать ей серебром? Секретарю, присланному с донесениями к выс. двору от царя Георгия Ираклиевича, князю Авалову, который в бытность свою в Грузии [210] выкупил из плена у лезгинского чиноначальника е. и. в. службы унтер-офицера Алексеева, захваченного во время возвращения российского войска из Персии, и вывезенного им с собою ныне в Георгиевскую крепость, за коего употребленные им собственные деньги, когда ему возвращали принять, он не пожелал, как все то явствует из записки его, при сем в переводе на усмотрение прилагаемой,—не благоугодно ли будет за такое особое усердие и впредь в пример другим для поощрения пожаловать табакерку или перстень в 600 рублей, да деньгами серебром до 300 рублей.

Препровождавшему же его сюда, по повелению пограничного начальства, пятидесятнику Волжского казачьего полку Колоскову, пожалованному в прошлую войну с Персией в подпоручики и по возврате оттуда войска российского, вместе с другими разжалованному в пятидесятники без всякой виновности, из числа коих многим чины их всемилостивейше и возвращены, а он, будучи в сем пути, остался,—коему о возвращении прежнего чина просил высокое Министерство и вышеупомянутый грузинский посланник, отзываясь, что сию высокомонаршую милость и царь, Государь его, примет себе за знак особого благоволения. да и генерал-лейтенант гр. Марков об нем представить не оставил,—не благоугодно ли будет исходатайствовать высочайшее повеление на возвращение ему прежнего чина и на удовольствование кормовыми со дня приезда его сюда с вышеозначенным князем Аваловым, и именно, с 12 числа декабря прошлого 1798 года по 12 сего апреля, коих он еще не получал, и коих всего, как и прочим препровождающим обыкновенно даются, доведется ему за четыре месяца 72 р. и награждения по прежним примерам 100 рублей.

Сверх того, как нужно кого-нибудь отправить из знающих тамошний язык для препровождения оного грузинского посланника восвояси приставом от Коллегии и, чтоб мог оттуда привести известия к высочайшему двору о учинении Царем присяги в верности и о совершении всего обряда утверждения его на царстве, к чему и есть при Азиатском Департаменте способные люди, то и ему, приставу, потребно выдать на проезд до Моздока на две лошади прогонов с прибавочными 165 р. 80 к., от Моздока же до Тифлиса на проезд серебром 100 р., на покупку повозки 40 р., кормовых по 1 р. на день [211] вперед на три месяца 90 р. и в награждение 100 р., а всего 395 р. 80 к. ассигнациями и 100 р. серебром. Снабжение же его на обратный путь от Тифлиса предоставляется министру Коваленскому. Всей же сей суммы на отправление грузинского посланника и на проезд его с семейством, секретарем князем Аваловым и с показанным пятидесятником и приставом—потребно 10240 р, 60 копеек. О чем покорнейше представляя высокому Министерству и прилагая к сему особую записку вещам в подарок оному посланнику и свите его, от высокомонарших щедрот назначаемых, испрашиваю не благоугодно ли будет исходатайствовать высочайшее повеление как на отпуск откуда следует показанных 10240 р. 60 к., так и на отпуск вещей, из Имп. Кабинета жалуемых, на что и ожидаю резолюции.