163. Д. XXIV. 11 октября 1798 г.—Представление от царя Георгия имп. Павлу.

Перевод с грузинского; II т., I вып., № 144.

Монаршей милостью наполненную Грамоту в. и. в. я имел счастье чрез графа Маркова получить, которая возвысила меня превыше меня, увеличила и усилила еще более во мне верноподданническое усердие моек выс-у престолу в. и. в., к коему и предки мои всегда пытали, и которых ревностью потщусь я превзойти,—в чем и надеюсь, что Всевышний мне поможет. Но при сем случае, имея необходимые надобности мои, осмеливаюсь об оных всеподданнейше представить в. и. в. и просить о милостивом на оные с высоты престола вашего воззрении. [189]

Как покойный царь, отец мой, в нужных случаях обыкновенно обращался к пограничным командирам, то от сего и дела имели медлительное течение, и мы, не получив скорой помощи, претерпели нашествие на Грузию от Аги-Могаммед-Хана и самое разорение Тифлиса, — посему прошу в. и. в., позволить мне впредь обо всех важных делах представлять чрез министра нашего, при выс. дворе вашем находящегося, прямо Вам чрез высокое министерство в. в.

Также непременная необходимость требует просить паче всего о высоком покровительстве в. и. в., дабы я, пребывая во веки под защитою в. в., не имел никакой нужды в помощи и поддержке от другого какого либо Двора.

Посему и прошу, сходственно с высочайшей Грамотой, меня на Царском и законном престоле моем утвердить, а по мне Наследником моим оного престола учинить сына моего Давида, и напредь обнадежить милостивейшим в. в. обещанием, дабы наследники и преемники мои имели вечное и непоколебимое царствование в Грузии, а другой никто б в моем царстве не мог распоряжаться, и как с князьями, дворянами и крестьянами, так и со всеми вообще подданными моими без собственной моей воли дела не имел.

В доказательство ж вашей ко мне высокомонаршей милости соблаговолите определить мне и наследникам моим на вечное пребывание в Грузии трехтысячный корпус российских солдат с орудиями и со всей воинского принадлежностью.

Когда в Грузии победоносные войска в. и. в. бывали, то всегда злонамеренные люди разными доносами своими производили между начальниками оных и начальниками нашими раздоры и несогласия, почему всеподданнейше прошу повелеть будущему над оным войском командиру иметь дело только со мною, или кому от меня препоручено будет. В случае же когда обстоятельства потребуют, вследствие которых мы вынуждены будем оного начальника пригласить присоединиться к нашему войску для охраны границ царства, то повелеть оному командиру подчиниться приказу; если же случится нужда [190] выйти оному войску за нашу границу, то сего мы без всеподданнейшего доклада делать не решимся.

Буде ж персидское или какое-нибудь другое многочисленное войско вознамерится напасть на нас, то на таковой случай просим повелеть находящемуся на линии Главнокомандующему, без предварительного доклада в. и. в., прислать к нам на помощь семь тысяч войска, которое мы будем довольствовать нашим провиантом и фуражом.

Всеавгустейший Монарх, всеподданнейше прошу в. и. в. сии поднесенные пункты мои принять с монаршим вашим благоволением, и по человеколюбию вашему удовлетворить по оным излиянием на меня неограниченных ваших щедрот, дабы я, быв огражден оными, возмог смело и торжественно между соседями моими похвалиться.