5. Д. XXV. 5 октября 1775 г. — Грамота Имеретинскому царю Соломону от имп. Екатерины П.

Представлено нам было о содержании грамоты вашей светлости от 10 ноября прошедшего 1774 года, полученной при высочайшем нашем дворе чрез нарочно отправленного от вас князя Квенихидзева.

И как прошение и желание ваше сею грамотою предъявлялось такое, чтоб в. св. с Имеретинским владением присовокуплены были к нашей державе и в действительное всероссийской Империи подданство приняты, то из сего довольно ясно и оказалось, что вы, посылая сюда нарочного, не имели еще тогда в получении отправленной между тем к вам имп. нашей грамоты от 5 сентября того ж 1774 года, которою подавалось вашей св. уведомление не только о благополучно состоявшемся между нашей Империей и Портой Оттоманской вечном мире, но и о постановленных во всей точности в мирном трактате, по здешнему старанию и домогательству, условиях, [5] вообще до всей Грузии и тамошних народов касающихся, после которых все грузинцы, в рассуждении православного христианского закона, жизни своей и целости, в совершенную приведены безопасность со стороны Порты Оттоманской, удовольствовавшейся только званием подданства от тех из грузинских народов, которые издревле ей принадлежащими были и содержанием в своем ведомстве имеет, в коих издавна же ее войска находились, но впрочем всех жителей тамошних оставившей в свободном поведении и не подлежащими никаким податям, ниже напоследи в обыкновение введенной даче отроками и отроковицами.

Сие есть такое состояние, для владения в. св. Имеретии, какого по обстоятельствам народа вашего не могло б быть ни лучше, ни желательнее, когда б мы согласились принять вас и в действительное наше подданство.

Нет нужды пособлять в том собственному вашему проницанию, что по отдаленности Имеретии от пределов нашей Империи и по образу жизни жителей ее, возжеланное вами прежде состоявшегося с Портой мира присвоение к нашему российскому скипетру вашей области не могло бы не соединено быть с великими затруднительствами, и сохранение безопасности ее против воли толь сильного соседа, какова Порта, всегда бы оставалось в заботе, вместо того, что теперь, при настоящем положении дел, без всяких усилий и подвигов зависит от в. св. учинить Имеретию счастливой в самой возможнейшей степени. Мы, будучи воспрепятствованы, по природной нам склонности к справедливости, снизойти на прошение в. св. в дозволении вам почитать себя принадлежащим к Империи нашей после заключенного с Портой Оттоманскою вечного мира, да и не видя в том ни нужды, ни пользы для владения вашего, а напротив того, продолжая, однако же, к вам и к владению вашему имп. наше благоволение, сим милостиво в. св. увещеваем: поведение ваше относительно к турецкой стороне таким образом расположить, чтоб все причины неудовольствия предупреждаемы были; следовательно, и Порта всегда в обязательстве оставаться долженствовала сохранять данные обещании. Сей столь [6] свойственной и столь необходимой царскому званию вашему осторожностью вы не меньше окажете услуги вашему отечеству, как и военными вашими трудами, подъятыми для защищения оного, и чего мы с надеянием и ожидаем от вашего благоразумия и усердия к пользе подвластного вам народа, а впрочем? повелев с сей нашей и. грамотой отпустить к вам обратно присланного от вас князя Квенихидзева с дачею ему обыкновенного награждения, поручаем вас и с владением вашим в сохранение Вышнего и пребудем к вам и впредь монаршего нашею милостью благосклонны. Дана в столичном нашем городе Москве, октября 5 дня от Рождества Христова 1775 года, а государствования нашего четвертого на десять лета.

Екатерина.