96. Д. XXIII. 8 января 1796 г.—Представление от царя Ираклия имп. Екатерине II.

Перевод с грузинского; II т., I вып., № 101.

По трактату в. и. в. надеялись мы получить скорой помощи победоносными в. в. войсками, но, оные не подоспели и нас победили, о чем в. и. в. донесет кн. Г. Чавчавадзе, а что мы о том в. и. в. не могли донести,—это произошло от разных обстоятельств.

Всем. Государыня, хотя Ага-Мегмет-Хан скоро вышел из земель наших, но далеко не ушел, а посреди Муганской степи, в расстоянии от нас около 300 верст, остановился, где и теперь находясь, предполагает обратиться паки на нас, если скоро не прибудут на помощь ваши непобедимые войска с линии, которые, вселя в него страх, удержать в исполнении предполагаемого им дерзновения, ибо Ага-Мегмет-Хан имеет дело с нами и Шушинским Ибраим-Ханом, а более ни с кем.

В прошедшем декабре месяце непобедимые в. и. в. войска к нам вступили,—за что всевышнему Богу и вашему матерьнему о нас попечению приносим благодарение. Главы наши полагая до последней капли крови на верность вам, Государыня, мы все упование наше, по Боге всемогущем, возлагаем и на вас, что жизнь наша и благосостояние зависит от в. в. Если подадите милостивую руку и подкрепите эту же зиму, то сим способом обстоятельства наши во всем поправятся. Если же в эту же зиму не пожалуете достаточного числа войск на сопротивление неприятелю, то он, без сомнения, разорит нас и народ наш подвергнет величайшему испытанию, который теперь и так уже страждет. Равным [118] образом и те земли, кои им еще не покорены и порабощены, подвергнет под власть свою, иных страхом, а других силою. Что ж касается до тех народов, которые с Агою-Мегмет-Ханом содержат единый закон, то оные постановят с ним мирный договор, или условие; тогда дела наши придут в худшее положение, нежели они ныне находятся; и тем более надлежит уважить, что Ага-Мегмет-Хан послал двух своих сердарей, Сулейман-Хана и Мустафу-Хана, в Ширван, кои там и находятся, с тем, чтоб они предуспели оный покорить под власть его. Шемахинской Мустафа-Хан и Нухской Селим-Хан с народом своим вошли в крепости. в них они укрепились, и ожидают перемены в обстоятельствах. Буде Ага-Мегмет-Хану от в. в., или другой стороны не последует наказания, то он всем Ширваном можете овладеть и обратить войска свои против нас, что наводите на нас и земле нашей ежедневный страх, ибо он находится в Нухе, и до границы Кахетии не более 20 или 30 верст.

Всем. Государыня, воззрите высокомонаршим своим оком на наше горестное положение, высочайше повеление нужное число войск ваших пожаловать нам на нынешнюю зиму, дабы Божьим и вашим гневом злой враг наш, при помощи Божьей, достойно наказан был, и сим избавить несчастных людей, в плену у похитителей находящихся. Когда в. и. в. благоугодно будете паки помощные свои войска возвратить—в то время можно оставить навсегда имеющиеся ныне при мне только две тысячи человек.