26. Д. XV. 16 декабря 1769 г.—Письмо графа Н. И. Панина к царю Ираклию.

Я имел честь получить два письма вашей с-и, первое от 5-го июня чрез присланного от вас к высочайшему двору князя Андроникова, а другое от 4-го сентября чрез нарочного штаб офицера от г. генерал-майора графа Тотлебена, сюда ж отправленного. Содержащиеся в оных изъяснения довольно доказывают о достохвальной ревности вашей с-и к православному христианскому закону и о усердии вашем к ее и. в. Из высочайших грамот, ныне к вашей с-и посылаемых, с подробностью усмотреть изволите о всемилостивейшем ее и. в. монаршем к вам благоволении и о подаваемом точном обнадеживании утвердить безопасность и благосостояние Грузии самым прочным образом, когда сия область в пользу всего христианства, а не меньше в собственную свою, ныне против Порты оттоманской себя употребит. К приобретенному по справедливости вашей с-ью славному имени “защитника [80] отечества”, присовокупите вы славнейшее “избавителя” доставлением Грузии высочайшего ее и. в. покровительства. К сожалению, получены здесь известия, что Имеретия со всем внутренним неустройством растерзана и его с-ть царь Соломон и прочие тамошние владетели вместо того, чтобы им общими силами против врага христианства ополчатся, будучи упражнены взаимными несогласиями и распрями, стараются токмо один другому всякий вред причинять. Я прилагаю при сем копию с высочайшей грамоты, на общее их имя адресованной и отправленной при сем же случае к графу Тотлебену и к находящемуся в Грузии же князю Моуравову, которою как царь Соломон так и прочие владетели увещеваются между собою смирится, и чрез то предваряя очевидную свою и народов своих погибель, вступить в общей с вами, чтоб и Имеретия от поносного порабощения избавиться могла, против Порты подвиг, которая, по рассеянии и истреблении в прошедшую кампанию войск ее, принуждена будет и остатки стягивать вместе для прикрытия нужнейших своих мест. Ее и. в. желает, чтоб и ваша с-ть все возможные способы употребили к прекращению сих непорядков, без сомнения, находясь вы в состоянии такие к тому меры принять, которые, сходствуя с тамошними обстоятельствами, весьма действительны будут.

Между тем требование вашей с-и о подкреплении грузинских войск здешними—уже исполняется отпуском к вам толикого числа, коликое настоящая нужда в произведении непосредственных со здешней стороны против турок воинских предприятий отлучить дозволяет, и которое однако же достаточно быть может не только к показанию примера, но и к действительному подкреплению, в чем во всем ссылаясь больше на словесное изъяснение г. генерал-майора графа Тотлебена, равным образом пришлются же и искусные люди в литейном художестве и в приискивании и разрабатывании металлов. При высочайшем дворе ожидается, что ваша с-ть, дабы не дать времени с вашей стороны неприятелю осмотреться без дальнего отлагательства и предпримете поиски, и одерживаемые успехи при первом случае неминуемо облегчат и последующие, особливо, что [81] предлежащие вашим подвигам турецкого владения земли, обнаженные теперь от воинских людей, конечно без труда занимаемы быть могут, потому что поселяне и городские жители, как обыкновенно, мало к сопротивлению удобны. Справедливая слава о храбрости вашей с-и освобождает здесь от заботы входить в распоряжения предприятий, тем больше, что употребление притом правил обыкновенных в Европе от соглашения вашего с графом Тотлебеном при всяком случае на мере полагаемо быть может, ибо здесь уповательно, что ваша с-ть и его советы, как имевшего также многократные случаи в военных делах искусится, принимать будете, причем я равным образом прошу иметь уважение к представлениям и н. с. князя Моуравова, как поверенного в делах от высочайшего двора, а они оба к произведению полезных намерений все возможные им способы вашей с-и подавать будут.

Оканчивая сие нахожу за пристойно засвидетелствовать вам мое благодарение за подарок мне учиненный, и, напротив того, поздравляя вашу с-ть с превосходною отличностью, какою ее и. в. всемилостивейше вас пожаловать изволила восприятием в число кавалеров своего верховного ордена святого апостола Андрея, при сем посылаю крест и три звезды оного ордена для полевого вашего употребления и кусок лент, и сверх того и мех соболей. Я желаю, чтоб Всевышний благословил предприятия ваши к пользе всего христианства благополучным совершением, которого успех при настоящем положении дел главнейшее и зависит от скорейшего начинания, и пребываю с особливым почтением вашей с-и к услугам готовый.