33. 3 августа 1769 г.—Челобитье коллежского переводника Ивана Петрова сына Пицхелаурова Императрице Екатерине.

1. В вечное в. и. в. подданство принят я, поименованы, из свиты покойного Грузинского владетеля Теймураза грузинской нации из дворян, а в 1762 году по представлению в святейший Правительствующий Синод Осетинской Комиссии (начальника) покойного архимандрита Пахомия, а потом и по челобитью моему, а по указу Правительствующего Сената в том же 1762 году определен на место бывшего при оной Комиссии титулярного советника Акшарумова в службу в. и. в. вреченную Осетинскую Комиссию с чином коллежского переводчика, жалованьем подвести по пяти десяти рублев в год, при которой Комиссии письменные и прочие возложенные на меня дела исправлял добропорядочно; но когда по высочайшей именной е. и. в. конфермации дозволено заводить в урочище Моздоке из горских народов, принять крещение желающих, селение, то я по знаемости моей того народа и по заведенному во оном, особливо во Осетинском, Киштинском и другом, около сих гор обитающем жительствы, кредиту, по ордерам генерал-майора и кизлярского коменданта Патапова, с 1763-го года переведен в то урочище Моздов и понасылаемым ко мне от него генерал-майора Патапова, также и полковника Гака ордерам, употребляем был в посылки в разные тамошние горские места, на собственном моем коште и лошадях для вызову осетинцов, киштинцов и прочего народу коих по старанию моему, особливо по кредиту и знакомству, и чрез сей случай по употребленному прилежному обласканию, до несколько дворов и переведено, а сверх того на первый случай столь новое поселение из драгунской деревни, из Кизляра и [95] казачьих городков,—грузин, армян и черкес несколько же по приглашению моему переселилось, но как я безвыездно в Кизляр, где имел дом, жену и детей, находился в Моздоке, да и оттуда завсегда употреблялся в вышеописанные горские места, не только для вызову народа на поселение, но и для секретных разведываний, и не имел время отъезжать в Кизляр, то принужден нашелся взять в Моздок жену и детей, и построить там дом собственным коштом, отчего, а паче по употреблению меня в разные места для интересных дел на собственном же моем коште и лошадях, и несу многие убытки и оттого имею на себе и долги, и во всем, яко же и падежи лошадей, нахожу себя недостаточно.

2. А в 1766 году июля 31 дня по указу Коллегии Ин. дел, а по представлениям реченого генерала-майора Патапова, и к нему от находящегося при урочище Моздоке полковника Гака, по признанию меня в вызову из Осетии и Киштеты и из прочих мест на поселение в Моздок разного народа быть способным, переведен в урочище Моздок тем же чином и жалованьем, в команду означенного полковника Гака, где и поныне нахожусь, и должность мою, также и прочие поручаемые мне дела и по посылкам во внутренние горы, исправляю со всяким рачением и попечительно в чем имею от бывшего при Моздоке командиром полковника Копытовского аттестат, который при сем и представляю, а сверх того употребляю же в Кизляре временно в переводах писем, присылаемых из Грузии, Кахетии и Имеретии от царей и князей с грузинского на российский, также и к ним в ответ посылаемых с российского на грузинский диалекты.

3. По заведенному же мною в разных горских и прочих местах, с тамошними народами кредиту, приезжающих в Моздок знакомцев (а по их названию—конаков), принимая к себе в дом, чего миновать и отказать от принятии нельзя, и довольствую пищею и прочим, и употребляясь в горы, также и в Моздоке, сверх пищи людям и лошадям, сена и проса, по их обычаям снабдеваются еще некоторыми и подарками, без чего, будучи в их места в посылках, обойтись не можно, и все то употребляю единственно из получаемого мною годового денежного жалованья, отчего несу крайней недостаток и принужден иметь, и имею на себе еще и долги, коих и уплачивать почти не в состоянии.

И дабы высочайшим в. и. в. указом повелено было за вышеозначенные понесенные мною труды и усердную службу, и что я со [96] определения моего, то есть прошлого 1762 года марта с 8 числа, в службу в столь пограничных местах, несу немалые труды, а к тому и собственные убытки,—наградить меня чином каким заблагорассуждено будет, с надлежащим потому чину жалованьем, дабы я по иностранству своему против своей братии иностранцев оставлен не был и не понес бы дальнего убытка?

Всем-шая г-рыня, прошу в. и. в. о сем моем челобитье решение учинить.