№ 93

1771 г. декабря 19. — Рапорт С. Вонявина кизлярскому коменданту Ф. И. Паркеру с заключением о содержании металлов в рудах, найденных в Осетии, и возможностях их добычи

/л. 790/ КОПИЯ С РЕПОРТА, ПОДАННАГО К ПОЛКОВНИКУ И ПРАВЯЩЕМУ В КИЗЛЯРЕ КАМЕНДАНСКУЮ ДОЛЖНОСТЬ ПАРКЕРУ ОТ МАРКШЕЙДЕРА ВОНЯВИНА ОТ 19-го ДЕКАБРЯ 1771-го ГОДА

Сего года прошедшаго октября 15 дня насланным мне от вашего высокородия ордером объявлено, что указом ея императорскаго величества из государственной Коллегии иностранных дел между протчим предписано, что не можно ли воспользоватца известным в горах здешняго места изобилием в дорогих металлах, не тревожа тамошних варвар. И о всем деле поступить не только с крайниею осторожностию и без всякаго разглашения, но и не спешить настоящим к тому преступлением, а сперва постаратца надобно киштинцов (или осетинцов), чрез которых в том нада и пример протчим народам показать, разсуждается как чрез удобнейших к исполнению здешних требованей неприметным образом к тому расположить и потом уже важное сие намерение и далее производить исподоволь и всегда б однако, чтоб горския жители опасности для себя не возымели, а потому и не были б подвигнуты на возпрепятствование, но как теперь остается удобнейшее для сего случая время самое короткое и ничего другаго начать нельзя, как только достать несколько руд, осмотреть их местоположение и зделать пробу сколь будут выгодны и полезны высочайшим ея императорскаго величества интересам, чем бы соображаясь и в настоящее дело вступить лутче было можно. И так дабы сие важное намерениеи исполнить и для того требовали от меня ваше высокородие для посылки в осетинские местечка в Хуртаты и Лагири из команды моей трех или четырех человек, разумеющих сыскать руды. И в силу того ордера и объявленнаго указа того ж октября 15 числа командированы в посылку и к вашему высокородию объявлены от меня при репорте с надлежащим наставлением /л. 791/ шихтмейстер Александр Кирхнер, штейгера Иван Жилин, Федор Ворман и бергауер Макар Клюев. Почему 20-го числа й отправлены от вас обще со знающим в горах все обстоятельства и тамошния обхождения Терскаго войска ротмистром Афонасьем Батыревым, одним дворянином Васильем Николаевым и с двумя казаками, разумеющими говорить по-черкески. Которые будучи там возвратились из помянутой Осетии и прибыв сюда ноября 24 числа привезли с собою серебро ж свинец содержащие руды, найденные в [260] Хуртатских жилищах в осми местах, взятые с поверхности из отсыпей гор весом один пуд дватцать фунтов всех сортов, которая в силу насланнаго ж от вашего высокородия сего декабря 7 дня ордера от шихтмейстера Кирхнера взята и из оной руды № 3-го, 6-го, 7-го и 8-го пробованы чрез огонь на серебро и свинец. При которой пробе находились бергешворен Иван Князев, шихтмейстер Кирхнер и гитенмейстер Губанов. А что по пробе оказалось, о том значит в приложенном при сем особливом реэстре. А протчие № 1, 2, 4 и 5 в разсуждени за малопривезением руды также и по недостатку для збереження на нужной случай пробирных припасов оставлены чрез огонь бес пробы, а промываны только на лодке и то от половины и до одного фунта, что значит в приложенном же реэстре.

Что ж принадлежит до благонадежности оных руд и какая из них казне может быть прибыль, как ваше высокородие последним показанным ордером предписали мне об оном объяснить, то хотя в обеих сих требованиях как первое за неразработкою настоящим горным порядком тех рудных приисков, так второе, как дешево добывать можно из горы и какими людьми /л. 729/ оны руды, нахожу немалое к вероятному верению разсуждение, как 1-е, ибо без настоящей горной разработки в глубине земли богадство показать по верховым рудам есть предмет не без сумнения, 2-е, так же и как дешевым или дорогим коштом те руды из гор добывать и вывозить в Моздок было бы способно без сведения привычки к трудам тамошнего горскаго народа, а потому им и платы положить теперь без настоящей пробы неможно. Однако в первом случае принять можно в помощь, примеры таких верховых или лежащих в отсыпях рудных приисков, смотря при том по положению их мест, что они жильные или гнездовые, в твердом камне или в мягком простирающияся, из которых жильные сребро и свинец содержащие бывают надежнее, нежели гнездовые, а к тому нередко случается, что верховыя руды сперва показывают хотя и малое содержание серебра и свинца, а по горной разработке открывают потом добрую и постоянную надежду богатством своим. По сему в пример поставить можно и показанные № 3, 6, 7-го и 8-го бленгланцовые руды, которые из описания шихтмейстера Кирхнера видеть можно особливо № 3-го, что по примечанию ево и штейгера Ивана Жилина оказалась руда жильная, которая и по пробе оказала против свинца больше половины серебра. Также № 7 бленгланцовая руда, коя значится по объявлению их жильная, а № 6 и 8 наподобие гнездовых, которые однако все содержат свинец и часть серебра. В протчих же № 1, 2, 4 и 5-го, хотя по видимости бленгланцу и не примечено, однако по промывке /л. 793/ от половины и до одного фунта в некоторых оказалось часть бленгланца и кису. Почему и оные прииски как лежащия в одном положени по обе стороны речки Фоки без настоящей разработки оставить не должно. Ибо все [261] показанные руды набраны ими по малому числу, и то совсем крадучи от хуртатских жителей, а при том в короткое и осеннее неудобное уже время, что по такому случаю довольно служить могут со временем, а ныне к настоящей разработке известными быть.

И так следует неотменно, чтоб прежде хотя небольшую в показанных рудных приисках зделать разработку или будущей весной послать как в оные по речке Фоке Хуртатские, так и в Лагирьские по реке Ердане жилища из команды моей горных служителей и там побыть довольное время, в которое б можно было порядочно тихим образом положение мест по обе стороны показанных речек так и около их вершин осмотреть, а на пробу руд достать по крайней мере по пуду, сие все служить может что чем больше открытых рудных приисков и положения мест зделаются известными, то тем со временем и в настоящее дело приступить будет способнее.

Наконец для лучшаго обо всех показанных рудах сведения и учинення с оными проб взношу их при сем вашему высокородию /л. 794/ для отсылки в Петербург в государственную Берг-коллегию с нарочно командированным от меня бывшим в оной посылке ундершихтмейстером и штейгером Иваном Жилиным, кои запечатаны все по номерам в одном ящике моею печатью.

А ящик обшитой холстом сверху двумя печатьми вашего высокородия, котораго Жилина прошу ваше высокородие отправить как заблаго разсудите поспешением.

При сем также прилагаю вашему высокородию для ведома впредь по секретной экспедици, привезенных из показанных Хуртатских жилищ каждаго номера руд по небольшему кусочку.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/II, д. 1, лл. 790-794. Копия.