№ 132

1775 г. апреля 24. — Донесение П. Н. Кречетникова Екатерине и о горячих минеральных и других источниках на Северном Кавказе и возможностях их использования

/л. 383/ Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица и самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая!

Как минувшаго 1774-го года декабря от 2-го числа вашему императорскому величеству реляциею моею донесено, что брагунской владелец Куденет з братьями своими Кучуком Баматовы и Расланбеком Мударовым по всеподданнейшему усердию своему склонились и в полное употребление и устроение горячей колодезь в их дачах состоящей отдали, с тем только, что оне по безсилию своему заведения строения от набегов соседних народов охранять не могут, спомоществовать же поелику возможность их будет обещались.

И потому, когда высочайшая вашего императорскаго величества воля последует, яко матери, пекущейся о всенародной пользе, и повелеть соизволите оные теплицы уделать, то осмеливаюсь мое слабое описание поднесть, елико понятие мое достигало в разсуждени положения места и там находящихся ко устроению материалов и о укреплени от набегов, для чего и имею объяснить наперед единые Брагунские воды.

Положение места весьма гладкое, состоящее в лугах, дорога хорошая, не требующая поправления, у самой /л. 384/ подошвы горы колодезя место ровное великого пространства, где и строению быть должно и воде течение пустить весьма способно. Каковому ж строению быть надлежит, как сие дело есть медицынское, то и предоставляю сочинение плана ея разсмотрению. Но почитаю себе за должность донесть о укреплени и разработавани вод.

Настоящий колодезь состоит по примечанию моему в пятой части горы по ея высоте и имеет ключей многое число, кои надлежит расчистить и снять несколько слоев камня, пока совершенно все ключи открыты будут, чрез что ожидать можно великого течения, наподобие небольшие речки, хотя и теперь ручей велик, так что на себя три малыя и негодныя мельницы держит и очистить в колодезях всю нечистоту. При том открыть [365] и самыя горы, ибо видно множество ключей таких же выбивающихся, то тем и усилитца течение и может снабжать вдруг многия бани.

Находящиеся мельницы надобно уничтожить, но как оне для жителей необходимы, то вместо их построить ниже на том же ключе ис казны или тем владельцам дать пристойную заплату, ис коей они сами зделают.

Когда ж соизволено будет завесть строение для больных шпиталь, для доктора лекарей и приезжающих домы и живущему гарнизону при хранени сего полезного строения казармы, также и трактиру кажетца быть нужно каменным, то и таковое строение не невозможно зделать способом следующим для бута камня много ради сжения извести, то ж белой камень в горе годен быть может для делания кирпича глины изобильно, дрова доставать можно ж и не будут весьма /л. 385/ дороги, естли же повелено будет строить деревянное, то на порядочное строение лесу дельнаго недостаточно, а должно привозить получаемой лес из Казанской губерни в Астрахань, а отсюда морем в Кизляр к пристани, а от нея ж до Кизляра семдесят, а от Кизляра до вод восемдесят верст сухим путем, ибо по быстроте реки Терека вверх водою ничего провозить невозможно.

К продовольствию при сем строени водою снабдение состоит из реки Терека, протекающей не далее дву верст, куда и сии горячие воды впадают. Лесу дровяного для гарнизона при самых тех водах по берегу Терека находитца довольно, и мнитца мне, что надлежит тех владельцов довесть, чтоб давали рубить дрова салдатам безденежно. Напротив же того всем приезжающим оные покупать у тех владельцов или у их подвластных во удовлетворение за неспорное дозволение того заведения их прибытка, так как и все съестные припасы и для лошадей или скота корм от них же покупать, чем и оне по справедливости пользоватца будут. А имея себе прибыток, останутца в безмолвном повиновени и время от время больше в верность углубитца.

За сим хрептом гор живут народ чеченцы, потом разной кумыцкой и подвластные им чебутлинцы, балзурцы, мичинзы, топлинцы, горячевцы, алдинцы и протчих родов, о коих по государственной Коллеги иностранных дел известно, которые все единонравны и по своей необузданнй ветренности и по крайней бедности и варварскому суровству /л. 386/ неотменно покушатся будут к воровству и грабежу, от чего и живущия владельцы и страждут и будучи безсильнея их от хранения того строения отреклись, для чего необходимо должно иметь надежное укрепление по мнению моему следующее. Все строени обнять ретранжементом с земляным валом и рвом, зделав пристойные ко обороне батареи з достаточною артелериею с ея снаряды, затем как сему строению надобно быть под весьма великою и крутою горою, то чтоб сии варвары с высоты горы не могли вреда [366] делать, надлежит иметь на самой вершине ее три малые редута, кои б очищали то селение. В гарнизоне ж содержать до грех; рот пехоты с пристойным числом орудий артилериских служителей, на случай же набегов для погони или отражения конными людьми могут спомоществовать гребенские казаки, коих Щадринская станица только в десяти верстах от колодезя отстоит, чего ради и определенному у сих теплиц начальнику вовремя употребления бань быть в самом том селени, а когда де чившияся отъедут и он с медицынскими чинами может пребывать в Шадринской станицы, оставя гарнизон с их афицерами и всем потребным снабжать от себя.

Затем весьма нужно сих чеченцов и протчей кумыцкой народ при начале заведения сего полезного строения всех собрать, обнадежа их высочайшим вашего императорскаго величества покровительством и монаршим милосердием и всеми образы постаратца их преклонить, чтоб /л. 387/ оне таковое полезное заведение в противное себе не принимали и доказать и, что самая их польза того требует, во-первых, пользованием с лутчим успехом, нежели доныне было, людей как приезжающих, так и их самих, и что оне чрез разные продажи приезжающим удобно могут свои прибыток приобретать, к чему и должно их наклонять ласкою и некоторыми малыми награждениями, а затем все меры употребить, чтоб ит владельцов и старшин детей во обучение в школу в Астрахань или Моздок забрать, естли оные быть высочайшее повеление последует и тем их доводить, в делаемое повиновение.

А из сего последует польза не только в спокойстви того селения, но можно по времяни и государственной доход сочинить, ибо не в дальных разстояниях от сих вод по разным местам в горах сих народов находятца невтяные колодези, некоторые дают изобильною порцию нефти, а другая небольшую, то когда оные народы приласканы и приведены будут в покорность, в таком способе не должно оставить втуне и сего натурального одарения и постаратца и те колодези в свои руки и распоряжение присоединить, о коих при начале сего заведения можно, доставерно известясь и осмотря пользу особое донесение учинить.

На строение сего заведения потребны мастеровые люди, коих здесь не только в тех местах, но и в самой /л. 388/ Астрахани нет, то во избежание наймов вольных мастеровых людей дороговизны мнитца мне ис полков или гарнизонов снабдить, так как и для земляной работы и ломки камня по случаю разчистки колодезей, ибо вся та гора каменная, надлежит иметь каторжных, которых и может правительство определить до дву сто человек, коими вся та работа зделана будет, содержа их в равенстве против протчих в работе находящихся.

За тем из высочайшего вашего императорскаго величества монаршаго милосердия сим брагунским владельцам трем [367] братам, а паче первому яко склонившемуся без всякаго прекословия и отдавшему сии воды в вольное употребление, к тому ж и лес из их же дачь должно получать, не соизволите ли, ваше императорское величество высочайше повелеть определить годовое жалованье, Куденету Баматову, которой по высочайшему вашего императорскаго величества повелению от 3 ноября 1769-го года получает в год по пятидесят в прибавку за усердную службу ево еще то ж число, а двум братьям вновь пожаловать по пятидесят, а всем по двести рублев в год, чрез что оне возчювствуют высочайшую вашего императорскаго вели чества милость и будут навсегда в верности.

О них же осмеливаюсь донесть, что сколько я /л. 389/ их ни разсматривал, то нашел людьми очень смирными и послушными, а паче чрез таковое пожалование произойдет как в чеченских, так и во всех кумыцких владельцах завидасть и пожелание к получению таковых же награждени, а тем самым и будет удобной случай присвоить невтяные колодези или какия друтия от натуры одарении сыскатца могут, паче ж всего от такого с ними поступка легко быть может по времяни, что все народы, преклонясь, придут в истинное вашего императорскаго величества подданство и присвоятца и все горы с их жительством и изобилием.

При том же не умолчиваю донесть как известно по одним только сведениям, что не в дальном разстояни находятца еще многия горячия воды, о коих сказывают, что совсем другаго свойства и легко быть может, что они еще и полезней, нежели сии, то чрез таковые милости нетрудно будет осмотри их полезность взять во употребление.

Касательно ж до вод под Гребенчюковскою, татарскою деревнею от Червленской станицы двенатцать, а от первых вод тритцать верст, оные лежат в том же хрепте гор, как и первые, и естли повелено будет и сии теплицы уделать, то все строении и укреплени должны быть таковые ж, как выше объяснено с тем только прибавлением, что при сих водах реки никакой нет, а жители и их скот питаютца из горячего колодезя простудившеюся /л. 390/ водою, ибо река Терек не ближе десяти верст течение свое имеет и тому ж положение места около колодезя, где строению быть надлежит, весьма буярачное, то и надобно быть земляной работе гораздо больше, нежели у первых. В протчем удовольствие дровяного леса и лугов такое ж, как и при первых водах. Что ж принадлежит до владельца последних вод, то как уже вашему императорскому величеству реляциею моею донесено, что он внук бывшаго генерал-майора Бековича Черкаского в Кизляре коего дети, а его родныя дядья и ныне там же в службе вашего императорскаго величества находятца и потому яко от издавна поданного сумнения не предвидима. [368]

Вашего императорскаго величества всемилостивейшей государыни всеподданнейший раб.

24-го апреля 1775 года.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/3, д. 1, лл. 383-390. Копия.