№ 126

1774 г. не ранее ноября. — Описание минеральных источников «за Кизляром по ту сторону реки» Терек, представленное П. Н. Кречетниковым Екатерине II

/л. 344/ ОПИСАНИЕ СОСТОЯЩИМ ЗА КИЗЛЯРОМ, ПО ТУ СТОРОНУ РЕКИ ТЕРКА БРАГУНСКИМ И ЧЕРВЛЕНСКИМ ГОРЯЧИМ ВОДАМ, В НИЖНИХ ГОРНЫХ ГРЕБНЯХ ПО ОСМОТРУ ГОСПОДИНА АСТРАХАНСКОГО ГУБЕРНАТОРА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА И КОВАЛ ЕРА КРЕЧЕТНИКОВА 1774-го ГОДА

1-е. Проезжая из Астрахани до Кизляра обыкновенною дорогою и оттуда чрез казачьи поселени к Моздоку 19-го октября, прибыв гребенскаго войска в станицу Шадринскую, близь которой находится в дачах Брагунской деревни гарячия воды, для осмотру коих чрез реку Терек переправясь, ехал, по заимищу до Брагунской деревни версты три, коя имеет в себе дворов до трех сот татарских и в ней живут владельцы три брата — два родных Куденет и Кучук и третей им двоюродной Расламбек, [337] и владеют тою деревнею обще. От нея поехал к колодезю верст семь.

Положение места весьма хорошее и все луга близь того колодезя поднимается, высота небольшая и потом площать превеликая и глаткая, делая тем возвышением как бы уступ.

Потом к самому колодезю уже сочиняют болыиия горы, лежащия хрептом от моря и продолжающияся до другаго моря, прикрывая горския разные народы от самой подошвы каменной горы, надлежит вверх пешему итти дурным проходом к колодезю сажен сто пятьдесят. Где первой колодезь и при нем зделана лощина, в кою впускается вода и люди в ней ложатца. От него мало вверх итти, не болея пятнатцети сажен, где уже настоящей колодезь весьма довольнаго пространства имеет два разные ключа открытые, но не вычищены, от чего в воде слизи много и бьют оные очень сильно, вода столь гареча, что пальца опустить никак неможно. /л. 345/ Мною самим то делано, что опустил очень мало и только коснулся воде, то чувствовал великую горячность, вода идет несказанно чиста и прямо как чистой хрусталь, кою я отведавал, то от горячей есть небольшой серной запах. А как простынет, то никакова запаха нет. Кою воду я сам пил и не имеет она никаковыя противности. В самом горячем ключе варил курицу и десять яиц, кои сварились: курица в тритцать восемь минут, яйцы в пятнатцать. И я их ел, то никакия разницы не было как бы обыкновенно варены были. И потом пробовал как то мне сказывали, что чрез некоторые часы отсыреют, однакож я ел курицу и яйца чрез сутки и чрез четвера суток, но оные нимало не отсырели, и были так, как обыкновенное старо вареное мясо.

На сей горе, где главные два ключа бьют, местоположение довольно пространно полуцыркулем и видимо из горы выбивающихся ключей той же горячей воды немалое число, коих кажетца мне до пятнадцети или дватцети наберется, но течения почти не имеют, что не расчищены и закрыты каменною горою.

Высота сего места от подошвы горы по присмотру моему кажется будет до пятнатцети сажен перпендикуляра, а по горам не более как в пятой части той горы.

На сем месте естли теплицы з делать, то весьма удобно и положение места на то строение весьма полезно и затруднения в расчиски не причинит. Ко удовольствию ж людей лесу довольно, при Брагунской деревни, воды самой Терек течение имеет от ключа не более дву верст /л. 346/ и в самом виду, куда и гарячея вода впадает, имея на своем течени три негодные татарские мельницы.

При том же примечено идучи в гору к ключу и около онаго многое число сухих в землю труб не: над течением горячей воды, но по сторонам, ис коих пар выходит, однако ж негусто, чрез что в разумление подает, что в недрах земли под сими трубами должны быть такия ж горячие ключи и каменья, ис [338] под коих вода течет, хотя оне весьма велики, однако ж от воды горячи и каменья по коим вода течет, зделались очень бледнокрасноваты.

Примечанию достойно видел я сам, что из деревни татарки платья на сем ключе, где уже вода остыла и только стала теплою, мыли, кое моют без мыла, а платье так бело вымыто, хотя б много мыла употреблено было, то белея вымыть неможно и сие их обыкновенное платью мытье бывает.

2-е. 20-го числа из Червленской того ж войска станицы поехал я к горячему колодезю чрез Терек до деревни Девлетгиреевой верст восемь, коя имеет до двух сот дворов. Владелец оной бывшаго генерал-майора Бекича Черкаскова внук родной Магомет четырнатцети лет, живет под смотрением дятьки своего Хаджи Елбузды Менкишиева, коего в то время дома не было, /л. 347/ а поехал в гости в Большую Кабарду, от той деревни верстах в четырех находился лагерем при горячем ключе генерал-порутчик Медем, к коему подъезжая, местоположение гористое и все в буераках, так что и проезд весьма нужной в горе на подобной же высоте, как и первой горячей ключ один, хотя и есть около онаго другие, но весьма малые ключи, той также не очищен, как и первой, горячесть воды по осмотру моему точно такая ж, как и первая, и в ней то ж самое варил, как и там, и также сварилась и то ж самое ь пищу пробавал и оказалась в равном состоянии.

Но приметалось мне, что во оном вода хотя также чиста, как и первая, но синеватея в виде своем.

К построению теплицы у калодца места мало, а должно уже быть в правой стороне от колодезя под горою, ибо оной ключ мечет великою стремниною и на оном течении то ж негодные татарския мельницы построены и протекает сквозь вышесказанную деревню коею водою, как уже она там охолодала, та деревня и свое продовольство имеет.

За тем лес находится, но воды иной нет, а Терек и по прямой линии не меньше десяти верст обстоит. Затем близь сего ключа с небольшим в версте /л. 348/ то ж из горы находится в овраге горячей Малой ключ и течение свое особое имеет, не соединяясь нигде с большим.

Петр Кречетников.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/3, д. 1, лл. 344-348. Подлинник.