№ 73

1748 г. ноября 22. — Донесение Коллегии иностранных дел Сенату о рекомендации находящихся в Осетии грузинских духовных персон осетинскому народу принять подданство «милитинскому» и «кахетинскому» царям, находящимся в зависимости от Турции и Персии

/л. 206/ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ КОЛЛЕГИИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ДОНОШЕНИЕ

В указе ея императорская величества из правительствующая Сената от 26 прошедшая июня и в приложенной при том копии с ведения святейшая Синода в Коллегию иностранных дел знать дано, коим образом те духовныя персоны, грузинцы, кои в Осетию для проповеди слова божия и обращения тамошняя народа в православную веру отправлены,, между иными от них происшедшими непорядками и такой: [181] неожиданной поступок учинили, что они тот осетинской народ милитинскому и кахецкому царям в подданство /л. 207/ рекомендовали и в таком намерении с теми царями письменную пересылку возимели. Чего ради помянутым указом требовало от Коллегии иностранных дел мнение, не воспоследует ли от того с интересом ея императорскаго величества какого несходства, когда оные осетинцы в христианской закон приводятся от Российской империи, а в подданство рекомендуются в другие владении? И каким образом в том далее поступить надлежало б?

На что правительствующему Сенату чрез сие в ответ представляется.

Понеже помянутый духовныя /л. 208/ персоны в Осетию в таком намерении отправлены и на комиссию их деньгами и другими потребностями снабдены, чтоб из того двоякая польза быть могла, а имянно, чтоб в тамошнем народе как от оных же духовных персон представлялось, издревле бывшее, но в забвение пришедшее, благочестие паки возстановлено и утверждено было и чтоб они, осетинцы, потом как и сами того желали, к подданству Российской империи присвоены быть могли, по когда, в самом деле, от оных духовных персон в противность тому здешнему намерению произошло и они о приведении сего осетинского народа в подданство милитинскому /л. 209/ и кахетскому царям стараться стали, то несходство в том с интересом ея императорскаго величества очевидным есть, ибо кроме того что употребляемый от здешней стороны для обращения сего народа в православную веру и преклонения к подданству старании и иждивении напрасно и токмо в чюжую пользу учиняться, когда они, осетинцы, в подданство помянутым милитинскому и кахетскому царям присвоены были б (еже по близости ко оным жилища их, осетинцов, особливо же когда б духовныя персоны, которыя по случаю проповеди ими руководствуют, приводить их к тому старались, иногда легко и учиниться могло б) /л. 210/ то б владение токмо оных царей, которыя и сами под властию турецкою и персидских шахов находятся, сим немалочисленным народом усилилось, а здешней стороне от того не токмо никакая польза, но паче иногда либо в разсуждении не весьма отдаленного от них жилища российских подданных в Кизляре и около онаго какая опасность быть могла б.

И того ради по мнению Коллегии иностранных дел гораздо лутче было б, чтоб сей осетинской народ в прежнем его состоянии, так как он и до сего времени ничьему владению не принадлежит, остался, и дабы случая не было, так как ныне от грузинских духовных персон оказалось, в чужое подданство их подговаривать и преклонять, /л. 211/ то б от здешней стороны более никаких посылок туда не чинить. Но понеже [182] начатое в сем народе обращение в православную веру (в чем и успех немалой уже был, ежели то правда, что от оных же духовных персон в святейший Синод писано было) прекратить и оставить непристойно видится, то ежели соизволено будет оное продолжать, надлежит для сего дела туда по благоизобретению святейшаго Синода верных и надежных, також в учении достаточных и искусных, а не таких персон посылать, каковы частопомянутыя духовныя пред сим тамо были, и которыя как в вышеупомянутом святейшаго Синода ведении показано /л. 212/ врученное им для сего богоугодного дела казенное иждивение больше по своим прихотям и для своих знакомцов и свойственников, а не в настоящее дело употребляли, да и в противность тому для чего посланы были о приведении сего народа в чужое подданство проискивали. А в прочем Коллегия иностранных дел на свое от 9-го генваря нынешняго года учиненное правительствующему Сенату представление ссылается, чтоб при чинимом такими от здешней стороны посылаемыми персонами обращении сего осетинского народа в православную веру о подданстве онаго к здешней империи /л. 213/ присягали, до времяни удержаться, потому что и сами они, осетинцы, впредь когда православная вера у них вкоренена и утверждена будет, и они с здешней стороны показуемыя им приласкании и благодеянии увидят, чаятельно охотнее других сторон к такому здешнему подданству приступят, и тогда по усмотрению обстоятельств во утверждении их в том поступать можно будет.

Подписано но сему:

Гр. А. Бестужев-Рюмин.

Гр. Михайла Воронцов.

Обер-секретарь Иван Пуговишников.

В 22 день ноября 1748-го.

На л. 213 отметка о подаче: Для подачи в Сенат отослано в Публичную экспедицию 23-го ноября.

АВПР, ф. Осетинские дела, оп. 128/11, 1743-1752 гг. д. 3, лл. 206-213.