№ 180

1762 г. февраля 3. — Инструкция сопровождающему грузинское посольство от Петербурга до Астрахани прапорщику Чуфарову

/л. 20/ Инструкция

Из государственной Коллегии иностранных дел отправляющемуся из Санкт Петербурга до Астрахани для препровождения свиты умершаго здесь грузинскаго владетеля Теймураза ингермоланского пехотного полку прапорщику Ивана Чуфарову о нижеследующем

1-е

Оная грузинскаго владетеля свита от Санкт Петербурга до Москвы препровождена быть имеет на ямских подводах, которых по определению Правительствующаго сената на каждом яму за указаные прогоны давать велено по сту подвод, а от Москвы до Казани на ямских же подводах да только с тем, что где толикого числа подвод на ямах недостаточно го оную свиту до Казани отправлять в две партии, о чем по определению Правительствующаго сената велено Ямской канцелярии по сведению своему о числе тех ямов учиня росписание дать ему прапорщику Чуфарову с прочетом указ, а из Казани ту свиту до Астрахани велено ж отправить по вскрытии льда водою, в чем казанскому губернатору всевозможное вспоможение учинить и в проезд отсюда до Москвы в городах той свите пристойныя квартиры отводить (Особая забота о квартирах, очевидно, вызвана тем, что когда посольство ехало из Астрахани до Москвы, имел место ряд недоразумений и правительство было вынуждено наказать чиновников) без замедления о чем по тракту отсюда в губернския провинциальныя и воеводския канцелярии и куда надлежит /л. 20 об./ из Правительствующаго сената указы уже посланы, а что касается до непродолжительного оной свиты отправления из Москвы то надлежащее в том вспоможение учинено быть имеет Правительствующаго сената от канторы, чего ради на приезде в Москву осведомясь сколь скоро та свита из Москвы в путь отправится надлежит ему Чуфарову представить Коллегии иностранных дел в кантору дабы оная потому уведомить могла кантору Правительствующаго сената, однакоже в Москве долго медлить не надлежит, дабы всемерно нынешним зимним путем можно было доехать до Казани.

2-е

На помянутое число подвод прогонные деньги по указу от Санкт Петербурга до Москвы выданы быть имеют ему здесь [494] из Коллегии, да сверх того дастся на случающияся в дороге необходимо нужные расходы то есть на починку казенных саней и протчаго восемьдесят рублев, которые в росход записывать в данную ему за печатью коллежскою и за секретарскою скрепою шнуровую книгу, а от Москвы до Казани такияж прогоны и на дорожные росходы деньги дадутся в Москве из канторы, а в росход их записывать может в туж /л. 21/ шнурованную книгу которую, також остаточные за росходом деньги, объявить ему в астраханской губернской канцелярии, в которой он в том и сочтен будет.

3

В Москве для оной свиты велено от канторы нанять тотже грузинского царевича Бакара двор, которой был нанят и в проезд грузинского владетеля сюда или другой (Нанять дом Бакара не удалось — хозяева отказались, потом нашли “каменной дом за Москвою рекою в нижних садовниках лейб-гвардии Семеновского полку каптенармуса Михаила Васильевича сына Дударова” за 50 рублей в месяц; дом Дударова состоял из 15 жилых комнат, кухни и других хозяйственных помещений (АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1762-64 гг., д. 1, лл. 186-187, 194)) способной и во оном дрова и работники от канторы приготовлены будут только для протапливания покоев к приезду, а по приезде и до отправления в путь как дрова покупаны так и работники наниманы быть должны из получаемых тою свитою кормовых денег.

4

В команду его здесь от военной коллегии до Москвы командированы один сержант один же капрал да четыре человека салдат, а в Москве оные будут сменены и отправлены обратно к команде, а от Москвы для безопасности от разбойников одного сержанта капрала да дватцать человек салдат по определению Военной коллегии командировать велено из состоящих там полков коих по тому тракту при первой воинской команде сменить и отпустить по прежнему к полкам /л. 21 об./ дабы оныя по дальнему разстоянию не могли долговремяную в той отлучке находиться.

5

При обратном тех конвойных ундер офицера, капрала и салдат с дороги к их полкам отправлении ежели оное случится не доезжая Казани изтребовав им из воеводских канцелярей на указанное число подвод подорожные прогонные деньги выдавать из тех денег которые дадутся в Москве из канторы на дорожные расходы и о том команды их уведомлять ему от себя письмянно, а такое ж отправление конвоя из Казани и из Астрахани равно как и его прапорщика Чуфарова [495] обратно сюда и дача прогонных денег учинены быть имеют из тамошних губернских канцеляреи.

6

Помянутой свите с отъезда из Санкт Петербурга определенных в дорогу кормовых денег по четыреста рублев на месяц выдано им здесь из Коллегии на три месяца, а ежели б оным по приезде в Казань срок мог иногда вытти или приблизиться и до Астрахани тех денег будет недостаточно, в таком случае по усмотрению на то время, в которое они до Астрахани доехать могут, додача тем кормовым деньгам по стольку ж на месяц /л. 22/ что и здесь выдано учинена быть имеет из казанской губернской канцелярии в которую о сем посылается из Коллегии иностранных дел указ.

7-е

Той всей свите також и сколько под оную дано здесь казенных восков и саней прилагается при сем реэстр, а по приезде в Казань те воски и сани отдать в тамошнюю губернскую канцелярию.

8-е

Будучи ему при той свите обходиться с грузинцами ласково, а грубостей и не учтивства отнюдь не оказывать чего и за подкомандными своими накрепко наблюдать и до того их и посторонних людей не допускать, а напротив того смотрение и старание иметь, чтоб и от той свиты никаких обид по дороге обывателям и ямщикам не произходило и от оныя иметь крепкую предосторожность, а ежели где внутрь Российских жилищ уведана будет опасность от воровских людей в таком случае сверх конвоя требовать в городах, селах и деревнях надлежащаго и необходимаго вспоможения /л. 22 об./ а лишняго ничего не требовать, наблюдая притом, что б до команды ево в пути обывателям и по вотчинам никаких обид чинено не было под опасение военнаго суда.

9

Едучи от сюда до Москвы и далее в дороге нимало немедлить, а стараться, чтоб нигде низачем никакой остановки не было ибо сие поспешение тем больше нужно дабы до Казани как и выше написано доехать было можно не упуская нынешняго зимняго времяни и конечно саньми, того, что тою дорогою не только колясок, но и роспусков к покупке сыскать не можно.

10

О том, что в пути к ведению Коллегии достойное произойдет, а при том и о порядочном онаго пути продолжении, а особливо из Казани, сюда в Коллегию доносить чрез почту и [496] тем воскам и саням, которые тамо отдадутся, прислать ведомость с показанием, что ко употреблению в предь годно или негодно.

11

/л. 23/ В заключении сего прилагается копия с указа 1724 года о делах тайности подлежащих. В Санктпетербурге 3 февраля 1762 года.

Р. S. Будучи в пути весьма наблюдать ему и того, чтоб между грузинцами никаких ссор, а особливо драки отнюдь не было, и ежелиб иногда то появилось стараться оное всеконечно прекратить и до драки не допустить, к чему в случае нужды может он по дороге где надлежит требовать во исполнение разосланных из Правительствующаго сената указов потребнаго вспоможения.

ГААО, ф. 394, оп. 1, д. 2347, лл. 20-23. Копия

(Подлинника инструкции найти не удалось. В фондах Коллегии иностранных дел сохранился черновик (отпуск) инструкции с исправлениями, который совпадает с текстом публикуемой копии (см АВПР, ф. Сн. России с Грузией, 1762-64 гг., д. 1, лл. 100-108), но мы предпочли докумет публиковать не по черновику, а по копии, которая все-таки является окончательной редакцией инструкции. Что касается приписки (Р. S.), то она была сделана по решению Коллегии иностранных дел, как об этом свидетельствует черновик (см. там же)).