№ 33

ДОКЛАД

Комиссии по правам личным и поземельным туземного населения Терской области.

20 января 1867 г. № 17

Протоколом Комиссии, состоявшимся 24-го января 1866 года о переселении Мало-Кабардинских аулов на новые места, назначено было исполнить таковое следующим порядком: для аульных оседлостей принять десять мест, занятых уже аулами, а именно:

1-й аул Булатова на Терек.

2-й аул Халцев на Терек (:в урочище Нахича:).

3-й аул Индарова на Курп.

4-й аул Князя Ахлова на Курп.

5-й аул Исламова на Курп.

6-й аул Астемирова на Жаманкул (Правильно: Жеманкул. Сост.).

7-й аул Муртазова на Дее.

8-й аул Боташева (:Эльтухова:) на Терек и

9-й аул Борокова. [119]

В назначенные 9-ть аулов должны были переселиться другие Мало-Кабардинские аулы, а именно:

1-е в аул Булатова,— аул Абаева.

2-е в аул Хапцева, аулы: Азапшева, Перхичева и 40 дворов Инарокова.

3-е в аул Индарова, все Малокабардинские дворы Князя Бековича Черкасского.

4-е в аул Ахлова, аул Инала Инарокова и Бештокова (Правильно: Бештокова. Сост.).

5-е в аул Исламова, аул Эльмурзы Инарокова с 70-ю дворами.

6-е в аул Астемирова, аул Жогишева.

7-е в аул Ново-Муртазова, Безрокова, Куныжева и Танашева.

8-е в аул Боташева—имевший основаться между аулами Эльтухова и Кохужева на Терек, должны были войти аулы: старый и новый Баташева, Эльтухова и Кохужева.

9-е аулы Борокова должен остаться на старом месте, а жители аула Пшекеу, имели расселиться в означенные аулы по своему желанию.

Означенный протокол утвержден Его Императорским Высочеством, Главнокомандующим Кавказской Армиею и об этом 11-го мая 1866 года за № 275-м, было сообщено от Комиссии для сведения и надлежащего исполнения Начальнику Кабардинского Округа, который при отзыве от 24-го ноября прошлого гада за № 1.331-м, препровождая ведомость переселившимся аулам,— уведомил, что девять дворов аула Бештокова остались еще пока на правом берегу р. Курпа, поэтому-что они должны занять место в ауле Ахлова, на которых живут Кумыки долженствующие выселиться из Малой Кабарды — но Вашим Превосходительством оставленные там впредь до назначения им нового места для жительства.

Из доставленной же Начальником Округа ведомости, о переселении аулов видно:

а) В аул Хапцева переселились аулы: Азапшева и часть аула Пшекео.

б) В аул Булатова, аулы: верхний и нижний Индарокова, часть Бековича и Перхичева.

в) В аул Абаева (:между бывшими аулами Есенова [120] и Христиановского:) часть аулов Танашева, Бековича и Пшекео.

г) В аул Муртазова (:между аулами Ново-Муртазова и Безорукова:).

д) В аул Эльтухова (:между аулами Кохужева и Эльтухова:) аулы старый и новый Баташева.

е) В аул Исламова, аул Эльмурзы Инарокова.

ж) В аул Ахлова аулы Инала Инарокова и Бештокова и

з) В аул Астемирова, аул Жогишева.

А так как переселение Мало-Кабардинских аулов состоялось не в том порядке и не в тех местностях в каких назначено протоколом Комиссии, утвержденным Его Императорским Высочеством, Главнокомандующим Кавказской Армиею, то Комиссия относительно происшедших изменений просила от Начальника Кабардинского округа разъяснения, который 5-го января за № 10-м уведомил, что приступив к переселению аулов в том порядке, и в тех местностях, которые назначены протоколом Комиссии 27-го января 1866-го года,— он встретил следующие неудобства. Р. Курп, на которой назначено было поселить три аула: Исламова, Ахлова и Индарова, оказалась едва достаточного для поселения только двух аулов, по случаю недостатка двух аулов, по случаю недостатка в ней воды. По желанию самих жителей, Индаров аул, предполагавшийся на Курп, водворен на р. Тереке, между бывшими аулами Христианским и Есенова.

Назначение жителей в аулы сделано по общему согласию населения и желанию самих переселившихся, исключая аулов: Пшекео и Бековича, которым было предложено обязательно переселиться в те аулы, в которые вновь назначено общественным приговором, в том внимании, что жители этих аулов, основываясь на протокол Комиссии, что они могут переселиться в те аулы, куда сами пожелают,— выбрали исключительно Таусултанские земли, что допустить было невозможно.

Начальник Кабардинского округа эти изменения против протокола Комиссии, подписанного им, на том основании, что он до составления еще этого протокола, докладывая Вашему Превосходительству, что полагаться в выбор местностей для новых аулов, на самих жителей невозможно, потому что при самом исполнении этого дела легко могут встретиться неудобства, почему и правила, составленные по одним лишь указаниям [121] жителей, неизбежно должны будут подвергнуться изменениям.

Все вышеизложенное. Комиссия представляет наблагоусмотрение Вашего Превосходительства.

Председатель
Комиссии,
Старший Член,
Делопроизводитель.

ЦГА КБССР, ф. 40, оп. 1, д. 7, л. 69-71 об.