№ 29

ДОНЕСЕНИЕ ДЕРБЕНТСКОГО ВОЕННОГО ГУБЕРНАТОРА КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ И УПРАВЛЯЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОЙ ЧАСТЬЮ В ПРИКАСПИЙСКОМ КРАЕ ПО ЖАЛОБАМ ЖИТЕЛЕЙ УТАМИШСКОГО И МЮРЕГИНСКОГО ОБЩЕСТВ НА ЗАВЛАДЕНИЕ САМУРСКИМ ПЕХОТНЫМ ПОЛКОМ И ВЗВОДОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ БАТАРЕИ УГОДЬЯМИ ЭТИХ СЕЛЕНИЙ

7 апреля 1856 г.

После донесения моего Вашему сиятельству от 31 декабря 1855 г. за № 945 и вследствие вновь вступивших от Утамишского и Мюрегинского обществ жалоб на завладение Самурским пехотным полком и расположенным в Дешлагаре взводом артиллерийской батареи принадлежащими тем селениям угодьями, я поручал поверку границ состоящих ныне в пользовании полка и артиллерийского взвода земель с имеющимися планами состоящему при мне по особым поручениям поручику Кистеневу, с тем чтобы таковая поверка была произведена совместно с депутатом со стороны полка, и если окажется, что полк пользуется излишними против планов землями, то г-н Кистенев пригласил бы депутата возвратить оные жителям, к исполнению чего со стороны полка просим распоряжения генерал-майора Кесслера.

Из представленных ныне поручиком Кистеневым донесения и актов, составленных им совместно с депутатами от Самурского пехотного полка и командующим артиллерийского взвода, видно, что полк и взвод пользуются покосами и пастбищами в тех самых границах, какие показаны на планах, снятых в 1850 г. по распоряжению предместника моего, исключая покосов на Учай-Булаге, где к означенному на плане участнику прихвачено полком способной для хлебопашества и пастьбы баранов, земли, по показанию понятых, примерно на 2500 саб посева, которая, однако же, не возвращена жителям по неполучении на то депутатом разрешения от командира полка.

При осмотре же земель, владеемых ныне утамишцами и мюрегинцами, коих по глазомерно снятому в 1848 г. землемером Твердохлебовым плану значится: у жителей сел. Утамиш: в единственном их владении — 9730 дес. и из общего владения с мюрегинцами — 5634 дес., всего 15364 дес. и у жителей сел. Мюрего: в единственном их владении — 3400 дес. и из общего владения с утамишцами — 2816 дес., всего 6216 дес.; оказалось, что большая часть оставшихся в пользовании помянутых жителей земель по неимению воды для орошения не может быть употреблена под посевы, потому что все воды, которыми жители пользовались до учреждения в Дешлагаре полковой штаб-квартиры, находятся ныне в исключительном полка пользовании, и если утамишцы и мюрегинцы пользуются иногда водою, то не по праву общего достояния, а по добровольному от полка дозволению, в виде милости, а потому недостаток в воде составляет главную причину жалоб на стеснение от полка.

Для разрешения сих жалоб и устранения таковых на будущее время я, согласно мнению поручика Кистенева и лично мне объявленному утамишцами и мюрегинцами желанию их, полагал бы предоставить им исключительное право пользоваться всеми водами, состоящими в пользовании полка, в течение пяти месяцев в году, а именно: в октябре, ноябре, декабре, январе и феврале, когда покосные и пастбищные места [105] не нуждаются в орошении, остальное же время года предоставить полку давать жителям воду за удовлетворением собственной потребности.

Сверх сего, усматривая из дел канцелярии моей, что в пользовании Самурского пехотного полка состоит по планам земли при Дешлагаре и на урочищах Кеце-Мешеис и Учай-Булат 3417 дес. 1496 саж., не включая покосов на кутане Кичи-Истису, которого план, быв передан в полк, не отыскивается там ныне; что потребность на пастбищные места исчисляется на круглый год для всего полка в полном его составе, между тем как в штаб-квартире полка никогда не бывает в сборе всех пяти батальонов, и вообще, зная, что в полку остаются постоянно большие запасы сена, я полагал бы: участки, которые не очень нужны полку (ибо генерал-майор Кесслер, сознавая сам, что полк имеет покосных мест достаточно, объясняет, что избытки сена он бережет на случай неурожайных годов), возвратить жителям, тем более что некоторыми отдельными лицами из утамишцев предъявлены претензии на три участка из покосных мест как на частную их собственность и один из претендателей представил документ, что исключительное право на пользование претендуемою землею он приобрел от общества куплею за 80 руб. серебром, при отобрании же оной для войск никакого вознаграждения для нее не получил.

Обстоятельства сии имею честь представить на благоусмотрение и разрешение Вашего сиятельства.

Генерал-майор Минквиц.

ЦГА ДАССР, ф. 130, оп. 1, д. 8, л. 8. Подлинник рукописный.