№ 26

ВЫПИСКА ИЗ ЖУРНАЛА КАВКАЗСКОГО КОМИТЕТА О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ НЕКОТОРЫХ КЮРИНСКИХ И КАЗИКУМУХСКИХ БЕКОВ

29 апреля 1848 г.

Слушаны отношения: г-на наместника кавказского от 30 июня 1847 г. № 931 и от 9 января 1848 г. № 2 и министра государственных имуществ от 14 октября 1847 г. № 2490, а также особая записка, им внесенная, от 4 февраля 1848 г. по делу о пожаловании деревень бекам казикумухским и кюринским.

Комитет, рассмотрев это дело во всей вообще подробности, не мог не согласиться с замечаниями по оному министра государственных имуществ.

Действительно, деревни Кюринского ханства, предназначаемые наместником кавказским к отдаче в вечное и потомственное владение некоторым кюринским и казикумухским бекам, никогда прежде во владении сих беков не состояли, а, напротив, находились в непосредственном управлении казны. Поселяне сих деревень распоряжаются принадлежащими им землями, будучи обязаны отбывать в пользу казны особо определенные повинности и имея право переходить из одного селения в другое. С отдачею сих деревень в потомственное владение бекам быт сих поселян изменится совершенно, и хотя они в строгом смысле не сделаются крепостными, но тем не менее лишатся прав на земли, которые будут принадлежать бекам, — должны будут отбывать в их пользу такие повинности, каких теперь не отбывают вовсе, и потеряют право свободного и беспрепятственного перехода из одного селения в другое, будучи обязаны переходить не иначе, как с разрешения каждый раз главнокомандующего Отдельным кавказским корпусом. Все это, без сомнения, стеснит поселян и не может быть принято ими без сильного ропота и неудовольствия.

Рассуждая далее, комитет нашел, что высочайшим рескриптом 6 декабря 1846 г. разрешен возврат бекам, агаларам и прочим владельцам тех населенных имений, кои были у них отобраны; но правительство не предполагало вовсе теперь раздавать бекам в личное и потомственное владение те имения, коими беки сии прежде не владели. Комитет всегда прежде признавал и теперь признает подобную раздачу имений неудобною и несогласною с видами правительства.

Обращаясь затем к существу предположения наместника кавказского, комитет нашел, что если по политическим видам необходимо вознаградить некоторых кюринских и казикумухских беков за преданность их правительству, то гораздо удобнее вознаградить их такими способами, кои обеспечивали бы их существование, не отдавая навсегда в полную власть их самих и наследников их казенных поселян. В Кюринском ханстве подобная раздача в наследственное владение имений неудобна потому еще, что там не введено правильное устройство и управление, [102] не определены как права собственности и состояния, так и взаимные отношения владельцев и поселян. Правительство, предоставив в вечное и потомственное владение бекам кюринским и казикумухским некоторые деревни Кюринского ханства на основаниях, предполагаемых наместником, без сомнения, может поставить себя в затруднительное положение при распоряжениях о будущем устройстве Кюринского ханства.

Для отвращения всех сих затруднений комитет со своей стороны полагает удобнейшим: деревни Кюринского ханства, предназначаемые наместником кавказским для раздачи в вечное и потомственное владение некоторым кюринским и казикумухским бекам, в их владение не отдавать, но как наместник кавказский предполагал обязать поселян сих деревень отбывать в пользу владельцев все те повинности, кои теперь отбывают они в пользу казны, то предоставить наместнику сделать распоряжение, дабы все доходы, получаемые правительством с означенных выше деревень, не поступали в казну, но обращались на содержание тех кюринских и казикумухских беков, коим предполагалось отдать сии деревни. Содержание это производить им по жизнь, после смерти же их продолжать оное их наследникам в таком только случае, если они своим усердием к правительству будут сего заслуживать и не иначе, как по особым каждый раз высочайшим разрешениям его императорского величества.

Государь император на журнале комитета в 10 день мая высочайше соизволил написать собственноручно: «Исполнить».

Управляющий делами комитета [подпись].

ЦГА ЦАССР, ф. 3, оп. 1, д. 9, лл. 22-25. Копия рукописная.