№ 2

1725 г. февраля 11. Петербург. Протокол Коллегии иностранных дел о посылке указа астраханскому губернатору А. П. Волынскому сообщить кахетинскому царю Константину, что Россия не может оказать ему вооруженную помощь и предложить ему, в случае крайнего затруднения, со своим окружением переселиться на Сев. Кавказ.

/л. 4/ 1725 года февраля в 11 день по указу е. и. в. государыни императрицы отправлен из государственной Коллегии иностранных дел к астраханскому губернатору г-н у Волынскому указ следующаго содержания:

Прошедшаго 1724 году ноября от 27 в государственную Коллегию иностранных дел бригадир Володимер Шереметьев доносил о приезжем в Астрахань из Грузии от кахецкого хана Костянтина старце Забедее и прислал притом доношении присланные с тем старцом от помянутого кахецкого хана и от сего народа два листа блаженные и вечнодостойныя памяти к е. и. в., в которых они писали об их великом утеснении и гонении православныя веры от неверных и о желании себе от е. и./л. 4об./в. вспоможения о чем всем е. в. государыне императрице обстоятельно донесено и е. и. в. указала дабы ты по получении сего призвав к себе помянутого старца Забедея объявил словесно от лица е. и. в., что е. в. охотноб им вспоможение учинить повелела, токмо за многими важнейшими причинами и за отдалением, того ныне учинить невозможно. А ежели им такое великое утеснение есть, что и в своих землях остатца невозможно и желают неотменно веру благочестивую соблюсть то е. в. государыня императрица всемилостивейше соизволяет, чтоб он, кахецкой хан, и кто пожелает из народу их приезжали в провинции и земли под областью е. в. обретающияся, при Каспийском море и около крепости Св. Креста /л. 5/ и других тамошних мест поселились, где себе за удобнее и выгоднее разсудят, в чем от учрежденных тамо российских командиров учинено будет им всякое возможное вспоможение и охранение от неприятелей. О чем к тем командирам ныне ж указы отправлены. И объявя ему все вышеписанное и дав пятьдесят рублей жалованья отпустить к помянутому хану. И как оной отпущен будет о том тебе в государственную Коллегию иностранных дел доносить.

Канцлер граф Головкин,
Андрей Остерман
Василей Степанов

Скрепа по листам: обер секретарь Иван Юрьев.

/л. 5об.? Приписка: С сего протоколу указ вышеписаногож 11-го числа

февраля отправлен с посланным из Сената ундер лейтенантом от гвардии Афонасьем Юшковым.

АВПР, ф. 110, Сношения России с Грузией, оп. 1, 1725, д. 2, лл. 4-5 об. Подлинник.


Комментарии

Царь Кахети Константин, в мусульманстве Мамад-Кули хан, побочный сын царя Ираклия I-го, был утвержден иранским шахом царем Кахети в марте 1722 г. Когда за приверженность России шах решил Вахтанга VI лишить картлийского престола и прислал грамоту о передаче управления Картли Мамад-Кули хану, этот последний весной 1723 г. вооруженной силой занял Тбилиси. Вслед за тем Картли была оккупирована турецкими войсками и Тбилиси перешел в руки турок.

У Мамад-Кули хана сложились с турецким командованием враждебные отношения. Будучи сильно тесним с одной стороны турецкими властями, а с другой дагестанскими владетелями и не имея существенной поддержки от иранского шаха он попал в тяжелое положение. Это вынудило его искать поддержки в России. Из публикуемого документа видно, что в просимой помощи ему было отказано; тут же указаны причины и мотивы отказа. В 1729 г. Мамад-Кули хан был вероломно убить турецкими властями, на виду у своих приближенных. Об этом см. док. 17, а также Вахушти Багратиони «История Картли» в изд. Чубинова 1854 г. стр. 140 и 254.