103. 1753 г. декабря 23 — Ходатайство Военной коллегии перед императрицей о пожаловании Т. Кузанову чина полковника

/л. 63/ По указу ея императорскаго величества Государственная Военная коллегия по челобитью Грузинского шквадрона подполковника Таги Кузанова прошедшаго сентября 3 дня, которым объявляет.

В прошлом де [1]724-м году при жизни блаженныя и вечной славы достойныя памяти его императорскаго величества государя императора Петра Великого во время персицкой войны призван он в военную службу в Низовой корпус з братом ево родным Рафаилом Кузановым, по которому он как для услуг государству и ради христианства, оставя во отечестве своем Грузинском государстве дом и все имение и по вступлении ево в службу находился три года на своем коште без жалованья, а с того времяни служил он в Низовом корпусе в Грузинском шквадроне в командах, бывших тогда в Персии генерала фельтмаршала и кавалера князя Долгорукова и протчих [273] генералитетов с 1724-го году, а в [1]734-м году в ноябре месяце по указу блаженный и вечной славы достойныя памяти ея величества государыни императрицы Анны Иоанновны пожалован он в тот же Грузинской шквадрон в маэоры. А в [1]744-м году на место брата ево бывшаго в том шквадроне подполковника подполковником, в котором ранге и находится беспорочно.

А в тою же службу в бытность ево в персицких городех в Гилянской провинции в местечке Ряще собрал он з братом своим меншим того ж Грузинского шквадрона полковником Рафаилом Кузановым грузинского и армянского народа немалое число и содержали оных

на своем коште да сверх того на сто человек построено /л. 63об./ гранодерских шапок с серебряными российскими гербами, также что они с отцом своим в бытность в Гиляни дватцать тысяч рублев тамошним обывателям роздали и за выступлением российского войска ис Персии тех денег не возвратили, которой убыток становился ему обще с вышеписанным братом ево Рафаилом Кузановым пополам, за что оной брат ево, Рафаил, прошлого [1]743-го году декабря 3 дня награжден в тот же Грузинской шквадрон полковником, оттуда потом определен в Грузинской гусарской полк, в котором служа и умре, а на полковничье ево место в Грузинской шквадрон и поныне еще никто не определен.

А в прошлом [1]749-м году выюле месяце за показанныя ево к службе ея императорскаго величества усердности о произведении ево на означенную полковничью ваканцию подана от него была генералу лейтенанту Девицу челобитная, которая от него при доношении на разсмотрение прислана в Вонную коллегию, токмо по той резолюции еще не последовало.

А ныне де во оном Грузинском шквадроне кроме ево по старшинству никого не имеется, к тому ж он в службе ея императорскаго величества находится с [1]724-го году, как и вышепоказано неотлучно и беспорочно и просит, что за вышепоказанныя ево услуги и долговремянную верную и беспорочную службу пожаловать ево на выше- показанное в Грузинском шквадроне порозжее брата ево полковничье место полковником с награждением по тому рангу жалованья, ибо, как выше значит, вышел он в службу по желанию ево, оставя отечество свое и от долговремянного пребывания в Гиляне и протчих тамошних местах пришел он в великия убытки и немалыя долги.

А в Военной коллегии по справке в прошлом [1]742-м году декабря 11 дня в Военной коллегии по резолюции Правительствующаго сената того ж декабря 3 дня ОПРЕДЕЛЕНО о произведении /л. 64/ действително обретающимся в службе ея императорскаго величества армянам и грузинцам генерал маэору Лазарю Ахжакову и подполковнику Рафаилу Кузанову, юзбашам и протчим штап, обер и ундер афицером и рядовым жалованья для их ныне в тамошних местах надобности и прежних их ревностных служеб по прежним их окладом, по чему они получали до учиненной в [1]736-м году выностранной [274] коллегии и апробованной от бывшаго Кабинета табели из доходов. Астраханской губернии подлежащих до Штате канторы. Тако ж и о даче ундер афицером и рядовым правианта против Астраханского гарнизона драгунского полку на щет той же Штате канторы и о бытии подполковнику Рафаилу Кузанову при тех нерегулярных войсках полковником и о протчих чинить как оная резолюция повелевает.

И для того онаго полковника Кузанова, призвав в Коллегию, оной указ объявить и привесть к присяге, а при первой даче жалованья вычет на гошпиталь учинить при команде, как указы повелевают, о чем помянутому полковнику оной указ в Коллегии и объявлен и куда надлежало х командам и для ведома в Камисариат Правиантскую и Астраханскую губернскую канцелярии указы, а в Штате кантору промемория посланы.

А в [1]744-м июля 25 и декабря 4 чисел по определению Военной коллегии велено по 1-му челобитью Грузинского шквадрона маэора Таги Кузанова, которое майя 31 дня [1]744-го года прислано в Военную коллегию ис Правительствующего сената от генерал рекетмейстерских дел для разсмотрения и решения ево Кузанова, которой в службе ея императорскаго величества находится с [1]724-го, в настоящем чину /л. 64об./ состоит с [1]734-го годов за службу ево и что он пред находящимся в том же шквадроне маэором Пилибеком Басауровым старшей, — произвесть в тот же Грузинской шквадрон на место произведенного из подполковников в полковники брата ево Рафаила Кузанова в подполковники и жалованья давать, а при первой даче за повышение вычет на гошпиталь и верности присягу учинить ему при команде, как указы повелевают. И для того в показанном шквадроне отныне быть толко одному маэору, о чем в Астраханскую губернскую канцелярию и к брегадиру и кизлярскому каменданту князь Оболенскому указы, а в Статс кантору промемория посланы.

По 2-му по челобитью ж того ж шквадрона полковника Рафаила Кузанова, которым объявлял, что в прошлом [1]742-м году сентября 3 дня по всемилостивейшему ея императорскаго величества указу за оказанныя ево в бытность в Персии службу пожалован он в полковники во оной же Грузинской шквадрон, а понеже де ныне в том шквадроне, в котором он состоит, имеется команда малая, при которой ему по ево рангу быть не у чего, к тому ж при оном шквадроне и кроме ево для содержания той команды штап и обер офицеры имеются, а ныне де он по всемилостивейшей от ея императорскаго величества пожалованной ему чести полковничей желает всеусердною подданническою ревностию показать при достойной команде свои услуги и просил, чтоб определить к полку или достойной команде, куда высочайшее соизволение будет.

А по справке в Военной коллегии в том шквадроне по ведомостям людей состояло, а имянно: полковник один, подполковник один, [275] маэор один, порутчик один, вахмистр один, капрал один, драгун дватцать два — итого дватцать восемь человек.

/л. 65/ А в Грузинском гусарском полку по учиненному штату полковника не состояло и по табелям требовано в комплет ево, Кузанова, по прошению ево и что ему в Грузинском шквадроне при такой малой команде быть не у чего, к тему ж при той малой команде имеется подполковник и маэор, — определить в Грузинской гусарской полк тем же чином, и жалованье давать по указу, о чем х команде в Главный комисариат и Правианскую канцелярию указы посланы.

В прошлом [1]746-м году марта 7 дня по определению ж Военной коллегии, а по прошениям армянской сигнацкой команды подполковника Отлухана Аванова и Грузинского шквадрона подполковника ж Пиллибека Шергилова между протчим велено оным армянской сигнацкой команды подполковнику Отлухану Аванову и юзбашам, тако ж Грузинского шквадрона подполковнику Пиллибеку Шергилову со особливою при нем набранною из Грузинского народа командою быть в главной команде у определенного в Кизляр генералитета, а в небытность ево у тамошняго коменданта, а в коменде армянского шквадрона генерала маэора Лазаря Христофорова не быть, понеже по высочайшим ея императорскаго величества указом показанныя армяна и грузинцы призываны и вступили в службу в разныя времена во особливых командах, а о увольнении по прошению означенного подполковника Шергилова находящихся в ево команде престарелых и других кто пожелает из службы представлять ему комадующему ж в Кизляре генералитету а в небытность по тому ж тамошнему коменданту, которым о уволнении показанных находящихся в команде как оного подполковника Шергилова, /л. 65об./ так и у других таких же, кто за долговремянною службою и старостию или слабым здоровьем в. службе быть не могут и не пожелают из службы чинить, как указы повелевают. Что же оной подполковник Шергилов требует о даче вместо тех уволенных из службы в набирании в команду свою охотников из неслужащих грузинского и армянского народа людей, которыя в службе исправны быть могут, — позволения о том до предбудущаго усмотрения обождать, о чем ему объявить и о том к генералу лейтенанту Девицу в Астраханскую губернскую канцелярию и х кизлярскому коменданту брегадиру князь Оболенскому посланы указы.

А в прошлом же [1]749-м году августа 13 дня в Военную коллегию при доношении от генерала лейтенанта и ковалера Девица прислана была Грузинского шквадрона подполковника Таги Кузанова представленная к нему, генералу лейтенанту, на всевысочайшее ея императорскаго величества имя челобитная о награждении ево полковничьим чином з денежным жалованьем на разсмотрение, при которой и справка учинена, токмо по той решения не последовало. [276]

А в нынешнем [1]753-м году сентября 13-го дня в Воєнную коллегию при до ношении от брегадира фон Фрауендорфа о состоящих в Кизляре нерегулярных войсках за генварскую треть прислан репорт, в котором между протчим показано: в Грузинском шквадроне подполковников — два, порутчиков четыре, прапорщик один, драгун пять — итого двенатцать человек.

А справкою из Статс канторы на требование Военной коллегии показано ж, что вышеписанному полковнику Рафаилу Кузанову /л. 66/ ея императорскаго величества жалованье в бытность ево в Астрахани в Грузинском шквадроне производилось в год по новому воинскому [1]732-го году стату — против драгунских полков, а имянно — денежного по шестисот рублев, за дватцать за два рациона денгами, тако ж и брату ево, ныне состоящему в том же шквадроне подполковнику Таге Кузанову производится ж денежного по триста по шестидесят рублев да за пятнатцать рационов денгами ж, — ПРИКАЗАЛИ ея императорскому величеству от Военной коллегии подать всеподданнейший доклад, в котором представить, что по мнению Военной коллегии вышеписанного Грузинского шквадрона подполковника Тагу Кузанова за ево службы и понесенныя по ревности бытия в российской службе обще з братом ево, бывшим в Грузинском шквадроне полковником Рафаилом Кузановым, из их капиталу немалыя убытки и за содержание на своем коште команды, на место помянутого бывшаго в Грузинском шквадроне полковником брата ево Рафаила Кузанова (которой за вышеписанное ж тем чином был награжден) в полковники из высочайшей ея императорскаго величества милости с произведением по тому чину надлежащим, по чему и брат ево получал жалованьем с рационы наградить надлежит, дабы взирая и другия такия ж иностранныя люди к службе /л. 66об./ ея императорскаго величества ревностную охоту имели и требовать на то всемилостивейшей ея императорскаго величества высочайшей резолюции.

Декабря 22 дня 1753-го году.

Подлинной подписали тако:

Степан Апраксин
Петр Сумароков

Обер секретарь Сергей Попов
Секретарь Антон Воропонов

С подлинным читал писарь Никита Болохов.

ЦГВИА, ф. 13, оп. 1/107, д. 106, л. 63-66. Копия.