229

1760 г. июнь — Прошение А. Лазарева о позволении иметь в Москве армянскую церковь

/л. 3/ Бьет челом Жульфинской компании армянин Артемий Назаров сын Лазарев 162 с товарищи, а о чем наше прошение, тому следуют пункты.

1

В 1754-м году в. и. в. всеподданейше мы били челом, коим образом по всемилостивейшим предков в. и. в. обнадеживаниям напредь сего нации нашей люди, а потом и мы во Всероссийскую в. и. в. высокославную империю выехали и торги свои распространяли, от которых в казну в. и. в. ежегодно немалая сумма пошлин и протчего приращения вступает. Да как мы, нижайшия, из особливой ревности в славу высочайшей в. и. в. империи знатныя манифактуры разпространяли и многие из нас в вечное подданство с [337] потомками своими вступили по вышеупомянутому милостивому обнадеживанию с тем упованием, что и впредь милостиво не оставлены будем.

2

/л. 3об./ Во оном всеподданейшем нашем челобитье представлено, что всем другим как христианских релегиев для отправления службы кирки и церкви, так и махометанам, внутри города мечети иметь позволено; только мы, кроме одной астраханской церкви, в других местах по христианству службы божией, не токмо в церквах, но и в покоях иметь позволение не имеем. А по умножившимся в Астрахане ныне нашей нации немалого числа народу в тамошней одной церкви не токмо всех людей, но и десятой части их не вмещается и принуждены во время службы божией наибольше стоять вне церкви, в том числе дряхлыя и малолетные, какая б вредительная погода не случилась.

3

Ныне же от великаго замешательства в Персии многие из нашей нации и Жульфинской компании знатные фамилии с великими капиталами выехали оттуду в Турецкую и Индейскую области. А мы из писем их известны, что крайнее желание имеют они выехать и поселитца в высокославную христианскую в. и. в. Российскую империю, но токмо за неимением свободы во отправлении службы божией и в содержании церквей наших ехать по совести удерживаются и опасаются. А ежели б они в здешнюю империю выехали и поселились, то бы от промыслов их немалое приращение в казну в. и. в. быть могло.

4

/л. 4/А ныне в прибавление к нашему в свободном отправлении службы божией и погребения мертвых (без сего обойтитца неможно) притеснению грузинской принц Александр Бакаров сын поданным своим неправильным в Святейший правительствующий синод челобитьем просил, чтоб ему имеющийся в Москве на Пресне от нашего народа построенной для молитвы каменной покой и при нем кладбище (на месте, которое от деда ево, грузинскаго царя Вахтанга Леоновича, имянно для того отдано и собственноручным его письмом утверждено, а по смерти его, царя, и от сыновей его, Бакара и Горгиа, также письменно подтверждено) разсломать и истребить позволено было, называя оное собственным своим местом. И хотя от нас справедливые наши резоны в Святейший правительствующий синод и представлены, однако ж во опасение по ево несправедливому помянутого принца грузинскаго Александра прошению мы, как чюжестранные и защиты ожидающие люди, принуждены сим в. и. в. всеподданейше просить. И дабы высочайшим в. и. в. указом повелено было сие наше прошение в Государственную коллегию иностранных дел принять и по вышеозначенном в 1754 году в Государственной коллегии иностранных дел наше челобитье о позволении иметь нам по своему христианскому закону церквей милостивое разсуждение возиметь и определение учинить. А между тем и Святейшему правительствующему синоду /л. 4об./ милостиво поручить, чтоб мы по неправильному принца Александра прошению запрещением или разорением помянутого на Пресне каменного покоя и кладбища утеснены, огорчены и от высокославной империи совершенно изгоняемы не были.

Всемилостивейшая государыня! Прошу в. и. в. о сем моем прошении решение учинить. [338]

Июня... дня 1760 года. К поданию надлежит в Государственную коллегию иностранных дел. Прошение писал придворной конюшенной канторы копеист Григорей Быков. К сему прошение Жульфетиской компании Артемий Назаров сын Лазарев подписуюсь по-армянски

***

АВПР, ф. СРА, 1760 г., д. 1, лл. 3-4 об. Подлинник.


Комментарии

162. Артемий Лазарев — один из представителей известного рода крупных землевладельцев и капиталистов Лазаревых (Лазарянов), вышедших из Персии в 40-х годах XVIII в. и поселившихся в России, сыгравших значительную роль в русско-армянских отношениях и в развитии армянской культуры.