225

1759 г. марта 22 — Докладная в Правительствующий сенат по поводу просьбы армянина С. Соломонова

/л. 2/ По челобитью армянского купца Сергея Соломонова о освобождении его с детьми от гражданских служеб и постоев и о позволении ему два мореходныя судна иметь и из оных одно отпускать в Персию, а другое — содержать в Астрахани для отвоза в [324] Кизляр казенного провианта и протчих вещей с получением установленной компанейщиками платы, хотя и велено послать указ в Астрахань, но исполнение по тому в Астрахани, чаятельно, в остановку и затруднение придет затем, что в присланном из Сената в коллегию от 19 ноября прошлаго 1758 году и при сем приложенном указе дано знать, что персицкой торг отдан в компанию и в кондициях между протчим постановлено: в 1 пункте, чтоб, кроме той компании, никому другим, не записавшись во оную и не положа своих акцей, никаких товаров от Астраханского и Кизлярского портов в Гилян и другия персицкия порты не отпускать и не торговать под опасением конфискации на компанию тех товаров.

/л. 2об./А в 17 пункте, для безопаснаго и способнаго той компании во все персицкия порты отпуска товаров и из порта в порт перевозов позволено им собственный мореходныя суда, сколько потребно будет построить и, кроме сей да особливой в Астрахани учрежденной судовой компании и кроме также для перевозу соли дозволенных судов по Каспийскому морю, ни под каким видом никаких других купецких и казенных не пропускать под опасением штрафа и конфискации судов с поклажею. И по сему обстоятельству разсуждается, что необходимо надобно о высочайшем е. и. в. повелении на прошение Сергея Соломонова Правительствующему сенату знать дать, чтоб из онаго в Астрахань указ послан был, чего ради и изготовленной в запас концепт доношения представляется к апробации его сиятельству.

Правительствующему сенату Коллегии иностранных дел доношение

/л. 3/ Е. и. в. бил челом армянской нации купец Сергей Соломонов предъявляя, что, находясь он в российском подданстве 36 лет, производил торг свой в персицкия по Каспийскому морю лежащия города. А как в 1753 году по утишении в Персии в некоторых местах замешательств ездил он в Мизандрон и тамо приискав несколько алмазных и цветных камней купил, то с великим уже страхом в Россию возвратился. И из тех купленных им алмазных камней два взяты от него в кабинет е. и. в., за которые хотя и довольную плату он получил, токмо по причине понесенных им чрез долгое время издержек и убытков, кредиторов своих удовольствовать не мог, и напоследок, лищась прежняго своего купечества, пришел с домашними /л. 3об./ своими в такую крайнюю нищету, что опасается, дабы от займодавцов не было заключен в тюрьму во всю жизнь. И для того просил он о показании ему при настоящей старости и бедности высокомонаршаго е. и. в. милосердия, чтоб 1. для лутчаго возстановления промысла в купечестве освобожден был он с двумя сыновьями, Иваном и Соломоном, от гражданских служб, также от постою и от дачи подвод и чтоб 2, позволено было ему иметь два мореходныя на собственном его коште построенные судна. И из оных одно отпускать в Персию с товарами, а другое — содержать в Астрахани для отвоза в Кизляр казенного провианта и протчих вещей с получением установленной компанейщиками платы.

И по учиненному о сем докладу е. и. в. в разсуждении крайней бедности и старости /л. 4/ помянутого просителя и чтоб от него куплен большой камень наилутчей воды, а паче из высочайшаго [325] своего императорскаго милосердия и для многолетного своего здравия, всемилостивейше соизволяя на то его прошение, повелеть изволила послать о том в Астрахань указ, о котором высочайшем е. и. в. повелении Правительствующему сенату чрез сие объявляется и представляется, дабы соизволено было такой указ в Астраханскую губернскую канцелярию отправить из Правительствующего сената.

АВПР, ф. СРА, 1758-1761 гг., д. 2, лл. 1-3 об. Копия.