161

1749 г. июля 3 — Докладная записка В. Копытовского о событиях в Персии

/л. 55/ 1749 года июля 3-го дня приехавшей из Зинзилей римского исповедения езувит, прозываемой Муфри, для отдания комплемента капитану при сем между протчими разговоры объявил нижеследующее:

1-е, что слышел он, Муфри, о Ибрагим-шахе, которой находился между Саук-Булаком и Тегеранью и пошел с войском своим против войск вновь посвятившагося в Мечете шахом бывшаго Надыр-шаха внука его Шахрух-мирзы и будучи близ Чиман Бустына, сошедших со обоих сторон для учинения баталии, причем де якобы первопомянутаго Ибраим-шаха войска (то есть природные персияня), согласившись с армиею Шахрух-мирзы к начатию баталии, со обоих сторон выслали одних авганцов, а потом, сами напав на них, многих порубили, а других переранили, ис которых едва малая часть тех авганцов бегом спаслась, по развитии ж оных все передались к тому Шахрух-мирзе, что де видя, помянутой Ибрагим-шах принужден был бежать в Тегерань, где запершись в городе, был несколько дней. А потом, взяв с собою человек до двухсот или более, которыя при нем находились, бежал к Испогани и находящиеся при нем люди согласились его, Ибрагим-шаха, /л. 55об./ взяв, отвесть к Шахруху-мирзе, которое якобы и учинили. А был ли при той баталии Шахрух-мирза, того неизвестно. [214]

2-е, как он, Муфри, слышал, что в Тегеране, в Саук-Булаке, також и в Казбине великие замещении, грабительства и убивства происходят.

3-е, Шахрух-мнрза жив ли или пет, того он, Муфри, заподлинно не знает. Но токмо по тогдашним причинам, когда Надыр-шах убит и Адиль-шах посвятил себя шахом, то детей Надыр-шаха, а именно давно ослепленного Ризу-Кули-мирзу и при нем других двух его братей, то есть Несруллу-мирзу и Имам-Кули-мирзу он, Адиль-шах, ослепив, отравил смертоносным ядом, а ево, Шахрух-мирзу, слышно было, якобы отдал в арам, где находился женской пол в городе Мешеде. И тому араму приставлены весьма уже престарелыя два муллы, которые в тот арам всегда ходили, не которых ему, Муфрию, один был приятель. Но хотя он, Муфрий, желал через его об означенном Шахрух-мирзе ведать, что оной жив ли (ибо он, Муфри, тогда жил в Мечете), но токмо /л. 56/ узнать ничего не мог. И после де того, как Адиль-шах пошел к Бальфрушу, то прислан был один чиновной человек, находящейся в милости у Адиль-шаха, о котором сказывал ему, Муфрию, житель мешедской, ему приятель, за секрет о приезде означеннаго от Адиль-шаха, что оной де прислан и велено ему тайно Шахрух- мирзу убить, но токмо де онаго убийцу вышереченныя муллы от того уговорили, чтоб того не чинить, ибо де оной — молодой человек, чего ради ево убить лутчее живот ево спасти, ибо де он сущей иранского государства престола наследник, и прочими пристойными речами, которой де их послушав, остался в Мечете и к нему, Адиль-шаху, не поехал. А когда он, Муфри, поехал из Мечети для проезду к Гиляни, то из означенных муллов один, которой ему был приятель, говорил, что чего ради он, Муфри, едет, лутче б жил в Мешеде, ибо де скоро будет благополучие и жить будет весьма хорошо. И по таким окресностям уповает он, Муфри, что означенной Шахрух-мирза тогда был жив, а заподлинно не знает.

/л. 56об./В Гиляни великое от амбарлинцев 127 грабеж и убивство чинится, где и ево, Муфриев, пожиток (которой везен в Перебазар) весь без остатка отнет, да и служитель ево поныне содержится у них под караулом.

Капитан Володимер Копытовский.

АВПР, ф. СРП, 1749 г., д. 7, лл. 55-56 об. Подлинник.


Комментарии

127. Анбарлинцы, амбарлинцы — азербайджанское племя, обитавшее в южных прибрежных областях Каспийского моря.