105

1740 г. сентября 17 — Прошение армянских купцов Л. Ширванова, К. Богданова и Макаровых о позволении основать в Астрахани и Кизляре шелковый завод и фабрику

1. В прошлом 1710 году по челобитью торговаго иноземца армянина, а нашего Васильева, Иванова Сафара деда роднаго, Сафара Васильева и по поданным при том его челобитье пунктам, дано ему всемилостивеишее соизволение, чтобы для делания шелка сырца завесть по его предложению и пунктам на Терке и в казацких городках заводы, и для того велено на Терке и в казацких городках отвесть к тому шелковому заводу места, где и сколько ему потребно будет, и для работы к тем заводам дать ему, деду нашему, из тамошних вольных людей или из казаков сколько человек пристойно, и когда он, дед наш, привезет, или с кем выслать из Персии намерен того шелковаго дела мастеров с челядью их тайным способом, то б им и работным людям никакого утеснения не чинить, и дела до них, кроме убийственпаго, ни кому тамо не иметь, по расправу меж ними чинить ему, деду нашему самому, [151] тако ж в городах, где им жить, дать места под дворы и удобныя и к сеянию сорочинскаго пшена хлопчатой бумаги, и прочаго к пропитанию потребнаго, велено дать ему, деду нашему, при вышеозначенных городах удобныя ж места, где он взыщет, из того никакого оброка у него, також и у привозных его людей при нем пребывающих, брать не велено, дабы им было чем себя прокормить, и тому шелковому делу и прочим заводам повелено быть у него деда нашего и у дядей его, у всего рода его, пока тот его род конец возпримет, всегда неотъемлемо; о чем тогда из Государственнаго посольскаго приказа послана е. и. в. грамота в Казань к ближнему боярину и воеводе Петру Матвеевичу Апраксину.

2. А потом в прошлом 1718 году по челобитью вышеозначеннаго деда нашего о размножении того шелковаго завода близ Терек, ему и по нем наследникам его в вечныя времена дана ему, деду нашему, из Государственнаго посольскаго приказа е. и. в. жалованная грамота за подписанием е. и. в. собственный руки.

3. И по силе вышеозначенной прежде посланной в 1710 году грамоты и потом данной в 1718 году ему, деду нашему, жалованной грамоты ж, за собственноручным е. и. в. подписанием, для того шелковаго завода и сеяния сорочинскаго пшена и хлопчатой бумаги, близ Терек в казачьих городах, удобныя места отведены ему были, па которых, он, дед наш, собственным своим иждивением, употребя немалую сумму капитала, тот завод завел и на оном потребных мастеров и работников учредил, и от времени до времени оный размножал и в такое состояние было привел, что уже и шелк родиться стал.

4. Но потом в 1722 году, когда по высочайшему е. и. в. указу, из Терек и из прочих тамошних казачьих городков все жители переведены были в бывшую крепость Святаго Креста, то тот шелковый завод остался празден, а мастеровые и работные люди перешли жить в вышепомянутую крепость.

5. А в прошлом 1730 году вышеименованный дед наш армянин Сафар Васильев, волею божиею, а в 1738 году и отец наш, мастер Сафаров померли, а после их остались мы Василий, Иван, Сафар Макаровы с матерью своею Анною Богдановою дочерью, которая ныне в замужестве за мною, армянином Лукою Ширвановым, а мне, Каспар Богданову, оная имеется сестра родная.

6. И понеже по построению новой Кизлярской крепости все жители из бывшей крепости Святаго Креста переведены жить в оную Кизлярскую крепость, между которыми ныне шелковых заводов мастеровые и работные люди, которые вышеописанный размноженный дедом нашим шелковый завод при Кизляре завели и в такое совершенное состояние привели, что повсягодно стал родиться довольный шелк, которым заводом при Кизляре владели и пользовались без указа своевольно разные армяне, грузинцы и прочие тамошние жители, о чем мы, за подлинно уведомясь, в прошлых 1739 году били челом в Государственной коммерц-коллегии об отдаче нам того деда нашего шелковаго завода, имеющагося при Кизлярской крепости, по содержанию вышеозначенной жалованной деду нашему за собственноручным е. и. в. подписанием грамоты, имея о том крайнее наше попечение с наикрепчайшим прилежанием, дабы оный завод в вящее размножение возобновиться мог, чтоб, другие в те шелковые заводы не вступали и [152] тем нам к размножению оных препятствия не чинили, и по тому нашему челобитью из оной Коллегии в астраханскую губернскую канцелярию об отдаче нам того деда нашего шелковаго завода и о удовольствии нас, по силе данной деду нашему, жалованной грамоты, в том же 1739 году и указ послан.

7. И по тому в. и. в. указу и по силе данной деду нашему жалованной грамоты, мы те шелковые заводы во владение себе получа; всеприлежнейшим своим старанием при Кизлярской крепости и в Астрахани привели в такое состояние, что уже действительно шелк наилучшей доброты родиться стал, а для объявления здесь разных сортов несколько штук получили, которым при сем всеподданнейше реэстр приобщаем.

8. А ныне мы, Лука, с показанными пасынками своими Василием, Иваном, Сафаром, а я, Каспар, с племянниками своими, для наивящаго размножения того шелковаго завода и сеяния сорочинскаго пшена и хлопчатой бумаги, наилучшим образом для славы Всероссийской империи, желание имеем оной содержать обще, и того ради всенижайше просим:

9. Дабы всемилостивейшим в. и. в. указом повелено было, в Астрахани и при Кизлярской крепости и в казацких городках, по содержанию вышепомянутых грамот, для размножения того шелковаго завода и сеяния пшена сорочинскаго и хлопчатой бумаги, и прочаго к пропитанию потребнаго, отвесть нам удобныя места, который мы изыщем, и когда оныя умножатся, то б из Астрахани и из Кизляр шелк, пшено сорочинское и хлопчатую бумагу повелено было внутрь Российской империи в городы отпускать, и тамо продавать несколько лет безпошлинно, дабы мы наиболее оные заводы размножить в совершенном состоянии были.

10. Також бы для славы всевысочайшаго имени в. п. в. повелено было нам в Астрахани завесть фабрику персидских всяких разных парчей шелковую, полушелковую и бумажную и прочие, на которую фабрику будем с крайним прилежанием иметь старание, чтоб шелк и бумагу с довольством получать, с вышеозначенных наших астраханских и кизлярских заводов, а на первой случай, для завода той фабрики, пока те наши шелковые и бумажные заводы размножатся, повелено б было шелку и хлопчатой бумаги из Персии вывозить и пропускать несколько лет безпошлинно, а к той фабрике принадлежащие инструменты и краску, как в России, так и из Персии и из за моря вывозить всегда безпошлинно.

11. А на ту вновь заводящуюся фабрику для размножения будем стараться, чтоб получить из Персии явным или тайным образом самых лучших и искусных в разных художествах мастеров, с пристойными подмастерьи и работниками и надлежащие к той фабрике инструменты, в чем бы повелено было в Персидском государстве обретающемся резиденту господину Калушкину и консулу Арапову нам всевозможнейшее вспоможение учинить.

12. На вышеозначенные ж шелковые и прочие заводы и на фабрику, которую мы обязуемся завесть в Астрахани, дозволено б было за надлежащую повольную плату без принуждения принимать в работу разных наций армян, грузинцов, черкас, персиян и российских людей с паспортами и с покормежными письмами, кроме беглых рекрут, солдат и матросов, которые отнюдь на те заводы и фабрики приняты не будут, а чтоб тем работным людям [153] ни от кого никакого утеснения, кроме убийственнаго дела, учинено не было, но между ими суд и расправу чинить нам самим, и из оных бы работных людей никого ни в какую службу не выбирать и на дворы наши и тех мастеровых и работных людей, в которых мы и они будут жить, никакого постоя не ставить, и тем нас и их не отягощать и не безпокоивать, и к размножению как шелковаго и прочих заводов, так и вышеобъявленной фабрики тем ни малаго препятствия не чинить.

13. Чтоб нам в Астрахани дано было позволение и свобода делать суда как морские, так и волгские для купецкаго промысла и в Астрахани, и в Кизляре, в Персии, и внутрь Российской империи.

14. Когда ж нам случится кого для своих нужд послать из Санкт-Петербурга до Москвы или до Астрахани и от Астрахани до Кизляра, или из Астрахани до Санкт-Петербурга, чтоб даваны были ямския и почтовыя подводы за надлежащие прогоны.

15. Вышеозначенные шелковые и прочие заводы и фабрику будем мы заводить и содержать из собственнаго своего иждивения, но токмо всенижайше в. и. в. просим, вышеозначенныя нам вольности всемилостивейше дозволить и наградить нас всемилостивейшею в. и. в. на вышеписанные заводы и фабрику привилегиею.

16. Всемилостивейшая государыня императрица! Просим в. и. в. о сем нашем челобитье всемилостивейшее решение учинить

К поданню надлежит в высоком в. и. в. кабинете.

Реэстр присланным образцам шелку сырцу, извареному по цветам кизлярскаго завода

№ 1 сырец желтой толстой — для того, что оный употребляется в варении и краски по цветам, також и потонее, да варенаго по цветам, № 2 под золото, № 3 малиноваго, № 4 лазореваго, № 5 темно-зеленаго, № 6 светло-зеленаго, № 7 белой вареной.

Астраханских заводов

№ 8 сырец, лебезу, белой и желтой, тонкой, № 9 сырец белой тонкой же, при том же пузырки, из которых шелк родился.

ПСЗРИ, т. XI. док. № 8242.