№ 316

1796 г. февраля 10. — Рескрипт Екатерины II командующему экспедиционным корпусом генерал-поруч. В. А. Зубову 155 с инструкцией по организации и расположению войск, о военных действиях против Ага-Мухаммед-хана 156, защите и восстановлении на троне грузинского царя Ираклия II, о взаимоотношениях с владетелями и др.

В данном ген.-поруч. гр. В. А. Зубову от 10 февраля раскрипте высочайше повелено:

1-е. По приезде на Кавказскую линию, получа от ген. Гудовича все то, что нужно будет в дополнение сведений, прежде полученных и приобретенных им, для нашего познания дел и обстоятельств здешних стран, приняв в особенное предводительство походов и, осмотря исправность их и полную готовность всех следующих принадлежностей, тотчас донести е. в. о состоянии тех принятых войск и способов, при них имеющихся, наблюдая наистрожайше, чтобы никакая часть неотражением в недостатке не была оставлена, требуя, чтобы все то направлено было удалением от войск, остающихся в границах империи начальства ген. Гудовича.

2-е. Ген.-м. Сергея Булгакова, Ивана Савельева, Александра Римского-Корсакова, Гаврила Рахманова, кн. Павла Цицианова, бар. фон-Бенигсена и брегадира Федора Апраскина определить и присоединить к Каспийскому корпусу первой Чугуевской полк с командующим оным ген.-м Плитьевым.

3-е. Что артиллерийских ниже первых и генерального штаба чинов повелено по требованиям ген.-поруч. гр. В. А. Зубова прислать в его начальство, равно комиссариатских и провиантских представляя, накрепко наблюдать, по долгу своему, чтобы все к полному удовольствованию нужд и потребностей действительно выполнено было в свое время.

4-е. По изготовлении устранений и расположений таким образом всех чинов войск, в Персию вступающих 157, время вступления войск в предлежащие походы предоставляется определить по лучшему соображению, основывая оное на происшествиях в занятых и покоренных областях [228] Махмет-ханом 158 и по обращению о положении сего хищника, рассчитывая так, чтобы пользуясь лучшим временем с самого открытия весны, предуспеть возможно было употребить в свою пользу и совершить первое предприятие до наступления больших жаров в июне, июле и августе месяцах.

5-е. Пещась о сохранении двух баталионов, в Грузии находящихся 159, и о скорейшем там подкреплении оных для получения возможности обратить к действиям и сию часть, по занятии ж Тифлиса оные соединенные части войск … (Слово написано неразборчиво), царя Ираклия не токмо в столицу, но и в прочих областях его, с наблюдением, дабы не разделять войск российских и, представляя собственно царю Ираклию способами, у него имеющимися, обратить в повиновение свое подвластных своих и сношениями с определенных ханов-эриванскаго и прочих адербиджанских, властвующих в околичностях границ Порты Оттоманской.

6-е. Действия Кавказского корпуса простирая от Тифлиса вниз по Куру на Ганжу и через город сей для восстановления христиан в Карабаге и показания намерений к стороне, Шушинской крепости для освобождения Ибрагим-хана, устремиться к скорейшему открытию связи к Каспийским корпусам, ген.-поруч. гр. Зубовым лично предводимым, которого главные усилия войск обращены быть должны вдоль берегов моря Каспийского, и способствовать к сему соединению от главного. По восстановлении, переправя его на правый берег Аракса, устремить в те страны на испровержение власти хищника и на призывы к соединению тамошних и адарбиджанских ханов с действующими противу общего врага их, корпусу же Кавказскому, продолжать совокупные операции свои меж Курамы и Араксом, до соединения сих двух рек, изыскивая все способы к удобнейшему утверждению коммуникации с Каспийским корпусом. Между тем, по занятии сих мест, при сопровождении флотилиею наступательно привлекать войска Ага-Магомет-хана к битве на сей стороне Куры и Аракса; город и порт бакинской учредить в оном главном деле.

7-е. По занятии Баки, соедини сухопутные силы с морскими силами и учреди тут главное дело, обеспечить себя верным подвозом жизненных и военных припасов.

8-е. По открытии беспрерывной и надежной связи в одну сторону с Каспийскою флотилиею и с теми частями войск, которые контр-адмиралом Федоровым высажены будут для подкрепления и защиты благонамеренных ханов, как то: бакинского и талышинского, с другой же — с Кавказским корпусом; по соединении таким образом всех сил, и по очищении сими способами всего до Аракса, стараться окончить сию первую операцию до больших жаров и расположить войски для отдохновения их при Араксе в удобнейших местах к сохранению до осени и до минования сильных жаров.

9-е. Чтобы каждая часть, действующая отдельно, сама по себе довольно сильна была к храброму отпору.неприятеля и была снабжена 3-х месячным провиантом, дополняя сверх сего на месте покупаемым, была бы в состоянии быть невредимою, уверяясь на подкрепление и облегчение себя от других частей.

10-е. По открытии единовременных действий войск в Грузии, в Дагестане и при берегах Каспийского моря, предоставляется по местному пребыванию и по соображению обращений войск Ага-Магомед-хана, делать движение сил на поражение врага и его ополчения, и естли бы скоропостижное и поспешное бегство оного представляло невозможность к достижению бегущих, то очистя до Аракса, защитив, и восстановить царя Ираклия и всех [229] ханов, и расположа войска для успокоения до осени, обратить повелено все внимание к дальним приуготовлениям и видам.

11-е. В продолжении жаров контр-адмирал обязан привести к окончании все нужные приготовления для гилянской экспедиции и для сделания на тех берегах сильного десанта, коим в августе или сентябре месяце и Муртаза-Кули-хан будет. Между тем, повелевается ген.-поруч. гр. Зубову оставить в Баке под охранением войск достаточные жизненные и воинские запасы и магазины для вещей комиссариатских. При наступлении же удобного осенняго времени ко изготовлению всех частей надлежащим порядком и по лучшему соображению местных обстоятельств, в рассуждении сил и власти Ага-Мамет-хана и расположения тамошних народов и владетелей, дальнейше подвиги войск обратить за рр. Куру и Араке, поставляя главным предметом уничтожение сил и власти Ага-Махмет-хана и восстановления Муртаза-Кули-хана начально в Гиляне, в чем содействовать морским силам и десанту, а от войск сухопутных и там взаимно облегчать предлежащие обоюдно подвиги.

12-е. Изданные выс. манифесты и извещения от имени ген.-поруч. гр. Зубова, которые с переводами на персидском, грузинском и армянском языках присланы будут, рассевать пред вступлением войск в области, лежащие на пути походов, и правителей по людным городам и селениям в народное известие для показания главных намерений е. и. в. и вразумения, что силы российские устремлены на избавления сих народов от лютостей и хищений мучителя и от грабежей следующей за ним сволочи. Но для лучшего убеждения народов, чрез земли коих войски проходить будут, что предприятия и успехи обратятся ко благу их, и для опытного их познания, что от войск российских спокойно пребывающим ни малейшего притеснения чинимо не будет, что безопасность их ограждается неприкосновением и ни малейшими видами не стесняется свободное отправление их в горы, содержать войска в нынешней степени воинской дисциплины и содержать строгую справедливость.

13-е. Обвестить письмами как царя Ираклия, меликов карабатских и Ибрагим-хана шушинского, так и владетелей дагестанских и ширванских о вступлении с войсками для освобождения их, в ожидании от благодарности их всех зависящих от них пособий, с ободрением их надеждою не повергать жребия их в руки коварного мучителя. Так же доставить при таковых обещаниях письма Муртгзы Кули-хана в руки ханов дербентского, бакинского, талышинского и шушинского.

14-е. Привлекать всеми способами и наиболее утверждать в верности шамхала тарковского, уцмия каракайдацкого, владетеля казикумуцкого и хана аварского, отличая их по мере их усердия и приверженности и награждая их по усмотрению деньгами или подарками с наблюдением хозяйства. А для лучшего уверения в их преданности, верности, при оставлении земель их войсками, брать от них под видом служения при войсках ближних сродственников и сыновей как самих владетелей, так и знатнейших из старейшин их, производя им жалованье, но не отягощая себя большим числом оных, употребляя их для открытия лучших путей и для опытного показания единоплеменным им народам выс. покровительства и милостей ко всем единоверным их, приемлющим участие в успехах оружия российского.

15-е. Ветренного и непостоянного молодого хана дербентского обратить к последованию по стезям родителя его в рассуждении преданности к России и утвердить в верности и в единомыслии с благонамеренными владетелями, отдаля из окружающих его таковых, которые окажутся неблагонамеренными к пользам России, окружа его благонамеренными и верными людьми. [230]

16-е. Наблюдая во время обращения в Дагестан войск российских осторожность от нападения лезгинцев и других хищных горных народов, и воздерживать легкие свои войски от всякого с ними озлобления и совместничества. А для удержания оных народов от грабежей наклонить к тому аварского хана, коего и верность по сей причине полезна быть может. Не входя в горы и не касаясь жительств и собственностей сих народов, сохранять их в спокойствии, презирая неважные грабежи, против коих умножить собственные предосторожности, и не ополчать их противу себя, что и при обращении войск в Грузии и в Ганже наблюдать должно.

17-е. Для содействия корпусу Кавказскому и более для того, чтобы иметь в руках своих заложников в верности царя грузинского, жизнь детей его и лучших людей народа сего, присоединить и взять к войскам российским хотя до 1000 чел. отборных грузин и при них тех из сыновей, царевичей грузинских, к которым они наиболее привязаны, а для лучшего удостоверения и в наследии царства грузинского большом сыне, царевиче Георгие взять к российской и других из надежнейших для пользы службы е. в.

18-е. Корпус Кавказской, устремленный через Ганжу к соединению с Каспийским корпусом, не в другую сторону, с тем, что область Эриванская, лежащая к границам Порты Оттаманской, и вся верхняя часть р. Аракса очищена быть может собственно царем Ираклием и войском его, и другими ханами, коих он к себе преклонит и против Ага-Махмет-хана восстановить впредь успеет, как для того, чтобы приближением к пределам Порты Оттоманской равновременно не возбудить сильного в них беспокойства и тревоги.

19-е. Царя имеритинского, утверждая в связи с царем карталинским так, чтобы Порта не возымела подозрения в присвоении власти над царем имеритинским, противу мирным трактатом, с нею постановленным.

20-е. Естли бы сопределенные паши турецкие вздумали под единым видом безопасности своей ввести войска в Эриванскую или какую другую персидскую область, то разведывая о намерениях их и наблюдая обороты, способы и меры, в подробности донести е. и. в., дав предварительно знать начальникам остановить таковое движение войск своих и не вводить их в далее, а наипаче в земли, на кои царь Ираклий право имеет, и кои войском российским по той причине охранены и соблюдены в пользу его быть должны, и отнеслись бы о сем к Порте, не выводя войск из пределов своих. Не какового сношения с пашами без вышесказанной крайности не делать, а разве когда войско турецкое действительно выступило бы из пределов своих и заняло бы области, на кои царь Ираклий или царь Давыд имеет права владения.

21-е. Пленных христан, распроданных во множестве хищными войсками Ага-Махмет-хана по разным городам персидским, стараться освободить и доставить способы к достижению их отечества и родственников.

22-е. Для утишения междуусобий и безоружения, даже и неверных ханов и народов их принимать снисходительно. Ханов или посланцев их, желающих покровительства и защиту российскую, выслушивать и входить с крайним вниманием в прозьбы их, и отбирая объяснения, отдавать справедливость й быть примирителем их.

23-е. После примирения различных владетелей и определения каждому ограничения, в его владениях долженствующего, образовать бытие каждого, дабы положить конец междоусобиям, доселе от притязаний проистекавших. Обязать их пред властию е. в., под опасением потери приобретаемых прав своих и преимуществ, не собирать войска и вооруженною рукою не нападать на соседственных себе ханов, равномерно в подданстве России находящихся, стараясь все распри их разрывать справедливым [231] посредством своим и, не допуская никого захватывать собственности другого.

24-е. К вышеписанным снисходительным по правосудным мерам представлено присоединить и те воинские способы, коими можно наказывать неверных и строптивых — удалением отправления из городов и областей и отосланием их в Астрахань, приводя решения свои в исполнении.

25-е. Усердных и верных ханов, а паче несправедливо изгнанных мучителем и пострадавших от лютости его, утверждать в свободе отправления веры, во владениях городов в собственностях. И по мере дальнейших услуг награждать по усмотрению на счет строптивых и непокорных, кои не полагаемы быть должны.

26-е. С городов упорных представлено собирать военную дань по возможностям и по лучшему усмотрению.

27-е. По восстановлении Муртазы-Кули-хана с Гиляни, возможно, он устремится в Мизандронскую провинцию; а к тому времени в Астрабацком заливу откроется удобность учредить часть флотилии для занятия выгодного порта на восточном берегу моря Каспийского и для сделания достаточной высадки войск, где и построить укрепления, равно как и в выгоднейшем месте залива Зинзилинского.

28-е. Стараться обратить народы туркоманские противу Ага-Махмет-хана.

29-е. Печась о доставлении безкурным войскам пропитания, снестись, с кем надлежит, благовременно о всем надобном для войск, также и о том, где какие запасы основать, и как подвоз оных обеспечить, и чтобы все в свою пору и в надлежащей исправности было б и ни за чем остановки и недостатка быть не могло.

30-е. Прислать реляции, записки краткие всех действий войск, даваемых важнейших повелений, получаемых таковых же донесений.

ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 2799. Л. 1-10. Копия.


Комментарии

155. Ген. Валериан Александрович Зубов, брат фаворита Екатерины II Платона Зубова, назначенный командующим войсками и направленный в Дагестан и Закавказье, прибыл в Кизляр 26 марта 1796 г. Целью похода русских войск было усилить влияние России в этой части Кавказа и оказать помощь закавказским владетелям в их борьбе с Ага-Мухаммед-ханом.

156. В начале 90-х годов XVIII в. Ага-Мухаммед-хан стал открыто угрожать Кавказу (см. примеч. 154), потребовав покорности его власти. Однако ни угрозы, ни обещания владыки Ирана не имели успеха. Царь Грузии Ираклий II, Мир-Мустафа-хан талышинский, Мухаммед-хан эриванский, Ибрагим-хан карабагский заключили союз и дали торжественный обет не подчиняться Ага-Мухаммед-хану. Не склонилась на сторону Ирана и преобладающая часть феодалов Дагестана. Только Ших-Али-хан дербентский которому пообещали сделать его наибом Ширвана, ориентировался на Иран. См.: Мирза Адигизал-бек. Карабаг-наме. Баку, 1950. С. 77; Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. С. 163.

В 1795 г. Ага-Мухаммед-хан во главе огромной армии вторгся на Кавказ и в начале сентября занял Тифлис, разграбив и разорив город до основания. После чего, вернувшись на Мугань, потребовал подчинения Дагестана Ирану. Но народы Дагестана отвергли эти домогательства завоевателя. Отправленные на Кавказ русские войска предотвратили нашествие Ага-Мухаммед-хана на Дагестан (см. примеч. 114).

157. Имеется в виду Закавказье.

158. Имеется в виду Ага-Мухаммед-хан.

159. Как только весть о вторжении Ага-Мухаммед хана в Грузию дошла до кавказского командования, в Грузию были отправлены русские войска под командованием Сырохиева, а в Дагестан — отряд под начальством ген.-м. Савельева, состоящий из 3 батальонов пехоты, 6 орудий, одного регулярного эскадрона «казачьей команды», 400 казаков и 500 калмыков (Бутков П. Г. Указ. соч. Ч. 2. С. 349).