№ 313

1793 г. апреля 19. — Из указа Екатерины II командующему войсками на Кавказской линии И. В. Гудовичу о снабжении солью народов Северного Кавказа, принятии в подданство дербентского и бакинского ханов, учреждении на о. Жилом в Каспийском море пристани для кораблей российских купцов

В представлениях, от вас поданых по делам пограничным и другим, до вверенного управлению вашему края касающимся, усматривая с особливым удовольствием усердие и радение ваше о пользе службы нашей, по содержанию оных, сим волю нашу изъясняем: […] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме)

2-е. Для выгоды подданных наших кабардинцев, шамхала тарковского — владетеля дагестанского, осетинцев и других народов, за рр. Тереком и Малкою живущих, распорядить снабжение их солью из озер Можарских, близ р. Кумы, позади Кавказской линии находящихся, постанови также цену для них сходную; и в рассуждении, что все сии народы изобилуют более скотом и разными продуктами, нежели деньгами, устроить мену, где прилично. Такое постановление предполагаем мы от одного до 4-х лет, с таковым рассмотрением, чтоб количество соли отпускаемо было сим народам соразмерно известному их чину для пропитания, а не для перекупки и торговли другим народам.

[…] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме) 9-ое. В разсуждении разпространения подчиненности нам народов, зависевших от Персии и обитающих в отдаленности от берегов Каспийского моря к западно-южной оттуда стороне, мы полагаем, что оное может только навлечь со стороны Порты Оттоманской неприятные хлопоты, от коих в настоящем положении дел, по возможности, уклоняться должно, но, что, касается народов, прилеглых к берегам Каспийского моря, желающих вступить в вечное подданство России, ни малого не настоит сомнения в принятии их, тем более, что Персия, раздираемая ныне внутренними мятежами и не имеющая ни государя, ни правителя, не может вопреки тому ничего предпринять. А естли бы кто из мятежных ханов и похотел противу поставить какие-либо препоны, не многие востребуются способы отразить подобное покушение и посредством исправляемой на Каспийском море эскадры обуздать всякого, кто в той стороне осмелится оказать себя врагом нашим. Чего ради и дозволяем вам бакинского Гусейн-Кулы-хана со всею его областию принять в наше подданство на таком основании, как принят шамхал тарковский — владетель дагестанский. С различием, однаго же, в преимуществах степени, которых сей хан, быв меньше знатным и значущим, нежели шамхал, наравне с ним требовать не может; о чем по предварительном с ним изъяснении и постановлении вашем последует и наше решение.

Но как, впротчем, известно, что вышепомянутый бакинский Гусейн-Кулы-хан состоял в некоторой зависимости от дербентского хана, и как сей последний владетель и сам наклонен был вступить в подданство наше, то естли он довольно силен к удержанию первого навсегда в своей подчиненности, от вашего усмотрения зависеть будет, не лучше ли присоединение под верховную власть нашу учинить вместе в особах обоих сих ханов с их [226] землями. Буде же хан бакинский вышел из всякого повиновения дербентскому хану, или же сей последний ко удержанию в оном первого не имеет довольной силы, в таком случае обоих их принять порознь и по отобрании от них присяги, зделав с ними надлежащие постановления, донести нам, дабы к ним грамоты наши отправлены быть могли.

10-е. Грамота наша шамхалу тарковскому с подтверждением его в сем достоинстве, с пожалованием разных преимуществ и со знаками инвеституры при сем со списком для сведения вашего посылается, а вы оную доставьте с нарочным штаб-офицером, человеком исправным, который мог бы вам подать точнейшие о сем владетеле и его областях сведения.

Первое на десятое. По уважениям, какие настоят в принятии вышесказанных ханов с подвластными им народами в наше подданство, дозволяем вам остров, в недельном расстоянии от Баки отстоящий, называемый Жилым, никем не заселенный и ни одним из ханов персидских не занятой, взять в наше владение и учредить в нем пристань для судов российских, как военных, так и купеческих, в Каспийском мое плавающих.

Приведением в действо всего выше предписанного окажите вы новые опыты усердия вашего к службе нашей и пользе государства.

Апреля 19 дня 1793 г.

Помета: Оригинал, подписанный Екатериной, отправлен с препровождающим дагестанского посланца Умара приставом кап. Кузминским 15 июня.

АВПР. Ф. 77. Оп. 77/6. 1791-1800 гг. Д. 477. Л. 52-59. Копия.