№ 309

1791 г. ноября 7. — Из рапорта командующего войсками на Кавказской линии И. В. Гудовича Екатерине II с описанием расположения владений, характеристикой владетелей и подвластных им народов, дислокаций воинских частей на Северо-Восточном Кавказе

[…] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме) При отправлении моем из армии к командованию в здешнем краю над корпусами Кубанским и Кавказским, и Каспийскою флотилиею, покойный ген.-фельдм. кн. Г. А. Потемкин-Таврический касательно персидских дел дал мне наставление, состоящее в том, что флотилия, находящаяся в Астрахани, должна покровительствовать нашу коммерцию и содержать в обузданности ханов, коих владения лежат по берегу Каспийского моря, что хан дербентский и Муртуза-Кулихан, владеющий в Зензелях, изъявляют нам свою преданность, также и шамхал тарковский, что надобно и к ним оказывать опыты благорасположения, что из канцелярии предместников моих усмотрю я поведения и прочих владельцов, чтоб и постарался узнать их точнее, и вошедши со всеми в сношение, обратить их на пользу России. […] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме)

Ближайший из ханов к границам российским шамхал тарковский, которого владение начинается против Кцзляра, за Тереком, позади народа, называемого кумык, подданных в. и. в., за Тереком против Кизляра обитающих. Сей хан, живущий в гор. Тарках и владеющий Дагестаном по берегу Каспийского моря, оказывая всегда усердие свое к выс. престолу в. и. в., находится со мною в сношении, и в последнем ко мне [223] письме, недавно полученном, делает многие уверения в верности и преданности своей к в. и. в. Сей хан в большом уважении у многих малых персидских владельцев 153, его окружающих, хана шемахинского и других, держит их спокойны, давая перевес своим пособием и, сколько я мог приметить, сам спокойного расположения.

За ним, дербентский Ших-Али-хан, находящийся тоже в сношении со мною […] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме), присылал прошедшим летом своего посланника для отправления к выс. двору в. и. в., показывая несклонность свою к Аге-Мамет-хану 154, предлагает свои услуги, только бы удостоен был выс. в. и. в. покровительства и милости. Наконец пишет он, что турки, как до сего спрашивали у него помощи, так и ныне оной просят, но он не намерен служить никому, кроме в. и. в. Во владении сего хана Дербент и гор. Куба. Гор. Бака тоже был прежде в полном его владении, но теперь только в зависимости; владеющий оной, помирившийся с ним Мухамет-Кули-хан, дающий ему некоторую дань. В сем городе россияне производят большие торги и особливо шелком. Во владении хана дербентского находятся Сальяны при впадении р. Куры в Каспийское море, где российские купцы берут на откуп знатные рыбные ловли. […] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме)

[…] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме) Подле чеченцев, вниз по р. Тереку, при подошве Черных гор Кавказских, кумыки, которые простираются до Каспийского моря. Под сим именем разумеются 4 народа: брагунцы, аксайцы, андреевцы и костюковцы. Все они магометанского закона и состоят в подданстве в. и. в. с давних времен. Народы довольно спокойные. […] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме)

Гор. Кизляр, лежащий на р. Терек, стоял прежде на левом берегу оной, но прорывом зделанного в 1765 г. от Терека канала для напоения полей обратился Терек на левую сторону Кизляра, а впереди Кизляра осталось малое течение оного, так что теперь, можно полагать, Кизляр больше на правой стороне Терека, нежели на левой. […] (Опущены сведения не имеющие отношения к теме)

АВПР. Ф. 77. Оп. 77/6. 1791-1793 гг. Д. 486. Л. 34-37. Копия.


Комментарии

153. Имеются в виду владетели Дагестана и Северного Азербайджана.

154. Ага-Мухаммед-хан (1742-1797 гг.) Каджар после долголетней борьбы с претендентами на шахский престол подчинил своей власти весь Иран и в 1791 г. стал открыто претендовать на Кавказ.