№ 249

1783 г. — Письмо командующего войсками на Кавказской линии П. С. Потемкина шамхалу Муртазали с предложением подтвердить верность России возвращением сына своего с войском от Ибрагим-хана шушинского

(Датируется по другим документам дела)

Когда, по желанию в. ст., осмелился я поднести к выс. е. и. в. двору униженное прошение ваше о повержении вашем и области вашей к подножию императорского всероссийского престола, о чем вы в письме вашем меня удостоверяли и визирь ваш Ровослан словесно мне утверждал, я нималого не имел сумнения, чтоб с объяснением вашего прошения сердце от глубины чувства своего не соглашалось. И в сей самой уверенности отправляю к вам теперь мое письмо, требуя первым опытом прямой вашей приверженности к России и внимания вашего к моим советам.

Я известен, что сын ваш находится с войском при Ибрагим-хане шушинском 127, и что сие войско с протчими дагистанцами по вскрытии весны намеревается следовать к Ахалцигу. Сего дня желаю я, чтоб вы немедленно приказали сыну вашему от Ибрагим-хана со всем вам принадлежащим войском отделиться и следовать обратно.

Ровослан, визирь ваш, удостоверял меня, что рассеянные от турков письма до вас не достигли. Не хочу я усомниться в доброй совести его и в вашей верности, но ежели оные ныне до рук ваших дошли, благоволите их ко мне доставить. Но как бы то ни было, сыну вашему прикажите немедленно от Ибрагим-хана отделиться.

В. высокост. известны, сколь величественна и щедра е. и. в., всеавгустейшая государыня моя. Благополучно конечно для вас под сению России найти благоденствие свое. И горе тому, кто дерзнет обратить на себя гнев грозного российского меча.

Помета: С отпуском свидетельствовал полковой квартермейстер Михаил Марков.

ЦГВИА. Ф. 52. Оп. 194. Д. 331. Ч. 1. Л. 82. Копия.


Комментарии

127. В обстановке подготовки Порты к войне против России усилились призывы эмиссаров султана к дагестанским владетелям о нападении на Грузию. Особенно активизировалась деятельность ахалцыхского Сулейман-паши, который прибыл к Ибрагим-хану карабахскому. Местом сбора был объявлен г. Шуша. Сюда, соблазнившись подарками и деньгами, привели свои отряды сыновья хунзахского хана и тарковского шамхала, племянник уцмия кайтагского, дженгутайский Али-Солтан и некоторые чеченские старшины. О возвращении сына шамхала и идет речь в этом документе.