№ 236

1783 г. января 24. — Записка посланника Фетали-хана дербентского Юзбаши-бека командующему войсками на Кавказской линии П. С. Потемкину с обвинением царя Грузии Ираклия II и Ибрагим-хана карабагского в организации нападения на Фетали-хана

Назад тому 3-й месяц на представление ханское ко двору российскому еще никакой резолюции не воспоследовало. Фетали-хан, мой владетель, просит покорнейше исходатайствовать на сие от е. и. в. воли и предстательством нашим не оставить.

Царь грузинский Ираклий, научая дагестанских владельцев, был виною, что аварский и казикумыцкий владельцы нападали на Фетали-хана и разорили деревню ханскую вконец. Назад тому год по усильству царя Ираклия, содержутся у шушинского Ибрагим-хана генжинский Магомет-хан и карадагского Кязим-хана сын Мустафа, единственно для того, чтоб они навсегда повиновались бы ему, царю, и платили б дани ему, а не другому. С вышеупомянутым Ибрагим-ханом царь Ираклий в крайней тесной находится дружбе.

Естли царь Ираклий прямо верен к всероссийскому престолу, то должен он отступиться от персицких ханов, понеже и Россия их спокойно оставляет, тем паче ему притеснение им показывать не для чего и не должно.

В угодность имп. российскому двору Фетали-хан не коснется владения царя Ираклия, но ежели он, Фетали-хан, пожелает итти с войсками на Ибрагим-хана шушинского, то бы царь Ираклий от себя ему, Ибрагим-хану, не дал бы никакой помощи.

В гор. Генже царь Ираклий постановил от себя начальника или коменданта, и хан просит, чтоб приказать царю оттуда взять его обратно.

Помета: На подлинном подписано на обороте, и собственную печать приложил, в которой заключено его имя.

ЦГАДА. Ф. 23. Оп. 1. Д. 13, ч. 3/1. Л. 51. Перевод с араб.